«Речь держали пацаны о вечной дружбе»Макс Корж растопил баню на «Вагонке»

Фото недоступно

«Лайв» белорусского поп-рэпера Макса Коржа – спонтанный, контактный, потный и мокрый и напоминает иммерсивный спектакль, во время которого невозможно остаться безучастным. «Твой Бро» выжил на концерте исполнителя песен «Жить вкайф» и «Слово пацана» и рассказывает о том, как это было. А было это мощно

Про Макса Коржа широкой публике известно всего около пяти лет, но кажется, что он был всегда. Его музыка – смесь дворовой песни, футбольной кричалки, взрывного рэп-рока и сверлящего дабстепа – будто бы витает в воздухе пост-советского пространства. Белорус ее ухватил, записал, мигом обрел бешеную популярность в народе и теперь взрывает при ее помощи концертные залы. Вот уже и о его программном заявлении «Жить вкайф» отечественный «мудрец» Сергей Шнуров высказывается, как о «транспаранте настоящего».

Звук, эстетика и тематика песен артиста выковались из «вписок» в спальных районах, блужданий по засыпающему городу после того, как уехал последний «тралик», а также из попоек с друзьями и выездов на природу.

«Ночами гуляю с флешкой по новому мосту / По мелочи не парюсь я, я разучился париться / Могу пройти полгорода пешком / Тупо задумавшись над текстом, о чём другом», - поет Макс Корж в песне «Мой друг» с прошлогоднего альбома «Малый повзрослел, ч. 1». В своих композициях, истоки которых можно обнаружить в творчестве «Дискотеки аварии», группы 5’nizza, «Касте», «Басте», «Кирпичах» и «Секторе газа», Макс Корж валит в одну кучу все возможные стили и транслирует со сцены предельную искренность и близость к слушателю.

Душевность, прямота, редкое обаяние, яркие видеоклипы и мелодический дар сыграли в пользу поп-рэпера с одной из самых стремительных карьер за последние несколько лет, но большую роль в популярности Макса Коржа имеют также и живые выступления. Когда говорят о том, что на концертах он «взрывает», то не преувеличивают. На шоу артиста рэйв встречается с бардовской песней и перемежается проповедью о том, как важно ценить ценное. Корж рассматривает «лайв», как возможность разом закрыть все вопросы: зритель должен проораться, напрыгаться, натолкаться, выплеснуть энергию и впитать в себя жизненную мудрость и опыт исполнителя. На выходе получается творческая встреча, на которой рэпер общается с залом, перемежающаяся трехминутными взрывными выплесками энергии, во время которых в полную силу выкладываются все до одного: и десяток слоняющихся по сцене человек из команды Коржа, и каждый человек в аудитории.

Забитый под завязку большой зал «Вагонки» ждет возникновения Макса Коржа на сцене, как появления футбольной команды на поле: играющий фоном хип-хоп периодически заглушают всплески аплодисментов и скандирование аудиторией имени исполнителя.

Гаснет свет, диджей заводит DMX, «ист коуст» и Limp Bizkit с Метод Мэном; публика настраивается на серьезный отрыв. Когда «Butterfly» группы Crazy Town ко всеобщему ликованию переходит в «Наши люди» Касты, из-за кулис раздается: «Калининград, мы делаем сегодня движ? А то мы можем сейчас уехать!». Получив от зала подтверждение о том, что «движ» мы все-таки делаем, на сцену выпрыгивает Корж в просторном свитшоте и кепке.

Звучит открывающая свежий диск «Малый повзрослел» композиция «Свое заберу»: мотивационный бум-бэп с балалайкой. После первого же куплета Макс Корж прыгает в раскочегаренную толпу, которая вскоре выносит его обратно на сцену. Закончив песню, артист благодарит всех пришедших и с ухмылкой предостерегает: «Берегите себя!». Шоу продолжается «Маклаудом». В треке Корж обращается к герою сериала «Горец», отчитывает за то, что тот пропал, и резюмирует: «Говорят, ты пасешь овец, ты в огороды окунаешь плуг / Я <…> [офигел], что горцы тоже попадают под каблук». Отличный звук позволяет всему залу читать вместе с рэпером вместе, а припев выводить хором. Массовое пение продолжается на «Где я», раннем хите Коржа, который посвящен спонтанным путешествиям. «Я стою в метро, получил ЗП / В голову мою мне пришла идея / Как бы было хорошо взять один билет / Неважно куда, я просто испарюсь как тень / И никто не узнает, где я», - распевает исполнитель. Четырех аккордные куплеты звучат, как что-то, что можно исполнить хором у костра, но в припеве гитарно-мангальную романтику сдувают стадионные синтезаторы.

В этом весь Корж: на короткой дистанции артист умудряется уместить и уютный КСП, и рейв, и все звучит на удивление органично.

Перед следующей «Жить в кайф» он интересуется у присутствующих, часто ли они ездят на море, и вновь напутствует: «Море всегда <…> (хорошее), даже когда холодное. Окунулся – протрезвел! Цените море, ведь это неотъемлемая часть жизни в кайф!».

Монологи Коржа между композициями задают всему действу особенный темп, разговоров на его концертах примерно столько же, сколько музыки. Артист ведет весьма закрытый, по сегодняшним меркам, образ жизни. Его нет в «Твиттере», он практически не дает интервью, ни с кем не «фитует», никого не «диссит», не участвует в «Версусах» и не ведет видеоблог, вместо этого предпочитая общаться с поклонниками напрямую, на концертах. Перед «Пламенным светом», который зрители исполняют хором громче самого артиста, он рассуждает о роли денег в жизни, одну из самых своих эмоциональных песен «Эндрофин» он предваряет обстоятельным рассказом о том, как шел «контуженный» после того, как ему разбили сердце. Реплики Коржа происходят под бренчание его гитариста – из примерно десяти слоняющихся на сцене человек, он и диджей – единственные, у кого имеются инструменты.

Однако, чувствуется, что все эти многочисленные люди задействованы в безумном празднике-концерте, проходящем в «Вагонке». На «Небо поможет нам» все пространство большого зала накрывает облако из конфетти, по окончании композиции люди на сцене начинают раздавать зрителям бутылки с водой, которые тут же вскрываются и расплескиваются в воздухе. «Вы граждане большой страны, надо уметь делиться. Попил сам, дай попить тому, кто стоит рядом с тобой, - с улыбкой наставляет Корж. - Вы же сами будете потом стоять весь концерт среди чуваков, которым не дали воды». Во время исполнения «Зеленого чемодана» тысяча человек усаживается на пол, посреди песни Корж внезапно выхватывает у своего музыканта гитару, играет от и до «Звезду по имени Солнце», и возвращается обратно к «Чемодану».

Это выступление – серьезное испытание для большого зала «Вагонки», а пространство перед сценой напоминает поле битвы.

На песне «Малый повзрослел» зал делится на две половины, которые схлестываются друг с другом, когда в треке ударяет «дроп». На «Амстердаме» Корж прыгает в толпу на надувном матрасе и читает песню, «плывя» по рукам зрителей, а ближе к финалу композиции умудряется затащить на плавсредство своего бэк-MC. В песне «Крутой чел» партер «Вагонки» превращается в воронку из людей; Корж призывает «освободить в себе крутого чела». Потерянные часы, телефоны и кроссовки на таком концерте – обычная история: Макс Корж со сцены регулярно объявляет о найденных в зале вещах.

Шоу, при всей своей бешеной энергии – умиротворенное и лишенное какой-либо агрессии. Поклонники Коржа выглядят брутально: короткие стрижки, олимпийки, заостренные черты лица, суровые взгляды - но это лишь на первый взгляд. На «Слове пацана» сотни мокрых от «моша» и воды молодых людей без какой-либо команды встают рядами. Совершенно незнакомые друг с другом студенты, школьники, тридцатилетние молодые отцы кладут друг другу руки на плечи, толпой скачут и толкаются изо всех сил. «Но чтоб не распадаться нам, нужно баб поменьше слушать / Какое «не пью»? Какие «дела»? / С чуваками сбор не откладывай никогда», - из последних сил орет тысяча изможденных глоток.

Единение в зале, которое создает к финалу своего выступления Макс Корж, тяжело сравнить с чем-либо еще.

Перед тем, как попрощаться, Корж приводит слушателей в чувство спокойными композициями. Звучат «Мой друг» и посвящение Коржа дочери «Эмилия». Два с половиной часа, двадцать три песни спустя выжатые до последней капли зрители покидают «Вагонку». По стенам клуба струится конденсат, иллюминаторы на дверях в большой зал запотевшие, как окна тех самых «траликов» зимой вечером в час пик. Голова не варит, эйфория пьянит, в голове крутится фраза из припева одной из песен Коржа: «Запомни ты меня таким, таким счастливым».

Фото: Бока Су