Два тамадыОсетины «MiyaGi & Эндшпиль» собирают полный зал на своем первом концерте в Калининграде

Фото недоступно

Песни осетинского дуэта «MiyaGi & Эндшпиль» не звучат на радио, не играют по телевидению, у них даже нет профессионально снятых клипов на YouTube и нет страницы на «Википедии». Первые упоминания группы в прессе появились всего пару месяцев назад, уже после того, как стало очевидно, что возникший буквально из ниоткуда дуэт собирает большие концертные площадки по всей стране и во внимании этой самой прессы при этом совершенно не нуждается. «Твой Бро» отправился на первое и сразу же аншлаговое шоу «MiyaGi & Эндшпиль» в клуб «Вагонка» и попытался разобраться в причинах оглушительной популярности дуэта

Как минимум раз в год отечественная рэп-сцена умудряется по-настоящему удивить: откуда ни возьмись появляется совершенно новый исполнитель, о котором широкая аудитория узнает уже только когда тот распродает крупнейшие площадки по стране. В позапрошлом году таким исполнителем стал Jah Khalib, «откатавший» более 160 концертов за год (на его счету, в том числе, переполненный Platinum), в прошлом это переходящее звание «андердога» стоит присвоить дуэту «MiyaGi & Эндшпиль». О том, что осетины пользуются нешуточным спросом, стало понятно, когда в прошлом сентябре на фестивале «Большой рэп» в Лужниках группа привлекла к сцене во время своего выступления аудиторию, сопоставимую с той, что пришла на хэдлайнера Макса Коржа. «MiyaGi & Эндшпиль» при этом даже не были указаны на постере в перечне артистов, выступающих на фестивале.

Далее последовало объявление грандиозного тура «MiyaGi & Эндшпиль», который включал в себя 55 остановок в городах России и СНГ, с повсеместно распроданными билетами, внесением в график дополнительных дат из-за повышенного спроса и с растущим как на дрожжах гонораром исполнителей.

В столице дуэт должен был дать свое первое выступление в клубе «Москва», рассчитанном на 1 000 человек, а продав все билеты всего за пару дней, анонсировал за день до этого дополнительное шоу в трехтысячном Yotaspace, легко заполнив и эту площадку. «Я их увидел, обратился насчет стоимости, и мне ответили, что гонорар у них меняется каждый день — естественно, повышаясь», - рассказывал, подводя итоги 2016 года, калининградский промоутер Олег Самарин. Калининград не миновал ажиотаж: все билеты на первое выступление «MiyaGi & Эндшпиль» в большом зале «Вагонки» были распроданы едва ли не за месяц до концерта, а во встрече, посвященной концерту «ВКонтакте», велась бойкая перекупка контрамарок по цене, превосходящей номинал в два-три раза. Калининградское выступление вместе с несколькими другими было затем перенесено на начало 2017 года в связи с болезнью (и, подозреваем, переутомлением) одного из участников группы. На спросе это, впрочем, никак не сказалось, и в февральский субботний вечер возле клуба «Вагонка» своей очереди зайти внутрь ожидает впечатляющая толпа в тысячу человек.

При всей своей востребованности музыку «MiyaGi & Эндшпиль» делают довольно специфическую. Дуэт исполняет распевный, очень абстрактный поп-рэп с ощутимыми ямайскими влияниями, своего рода кавказское прочтение раггамаффина. Слушая две прошлогодние пластинки группы «Hajime 1 & 2», очень сложно отделаться от ощущения, что «повар слегка переборщил со специями», но, очевидно, в этом и заключается секрет популярности рэперов. Начиненный витиеватыми рифмами, англицизмами и неочевидными метафорами хип-хоп в исполнении дуэта не сшибает с ног и не заставляет пускаться в пляс, но звучит жарко, пряно и записывается куда-то на подкорку мозга. Привил «MiyaGi & Эндшпиль» территории бывшего СССР паблик «Вконтакте» под названием «Новый рэп», аудитория которого составляет почти 3 млн пользователей. Администрация паблика поступательно выкладывала треки дуэта и умело нагнетала вокруг артистов хайп, неожиданно вылившийся в распроданные залы и сотни тысяч проданных билетов. Случай довольно интересный и во многом показательный: фактически «Новый рэп» тут выступил лейблом, взял на себя функции продвижения исполнителя и сумел конвертировать аудиозаписи «ВКонтакте» и хайп из комментариев в реальные продажи и настоящую, не виртуальную аудиторию. Похоже, что в ближайшие годы стоит ожидать множество артистов, которые пойдут по стопам «MiyaGi & Эндшпиль».

В битком забитом большом зале «Вагонки» тысяча подростков восторженным ором встречают осетинских гостей. Площадка тонет в разливающихся из саунд-системы выкрученных на максимум басах, равномерно стрекочет неторопливый ритм, сотни глоток подхватывают загадочный, звучащий, словно заклинание, хук: «Санава санава бич, заново заново жить научи». Фотогеничные Мияги с Эндшпилем расхаживают по сцене и наслаждаются теплым приемом, после каждой композиции отмечая необыкновенную атмосферу в зале. Композиции же, тем временем, сливаются в одну песню, и раз от раза различать их становится все сложнее. В записи техничная пулеметно-распевная читка обоих рэперов обитает на втором плане, не доминируя, но как бы встраиваясь в биты; живьем же она обитает где-то совсем на периферии, и разобрать, что читают в микрофоны артисты, невозможно вообще. Даже те композиции, под которые Мияги с Эндшпилем предлагают «подвигаться», на поверку оказываются все тем же среднетемповым басящим раггамаффином с техничным бубнежом в микрофон («Двигайся»). Звук на этом выступлении громкий, но скомканный и кашеобразный, определенный грув в нем, конечно, прослеживается, но выражен он нечетко, и это хорошо заметно по аудитории в зале, двигающейся вразнобой, будто бы периодически «проваливающейся» и «выплывающей» лишь где-то к середине припевов.

Тем не менее, слушатели принимают артистов с распростертыми объятиями, и те стараются отвечать взаимностью. На финал выступления припасены два танцевальных «бэнгера» - совместная с Рем Диггой «I Got Love» и взрывная «Тамада». Можно сказать, что «MiyaGi & Эндшпиль» подсмотрели у ростовчанина Рем Дигги стиль: с техничным распевным флоу артист работал еще десять лет назад. На совместной, спродюсированной в актуальном звуке «тропического хауса» «I Got Love» осетины отдают ему должное и легитимизируют его в среде своих юных поклонников, не заставших его хитовые альбомы «Глубина» и «Черника». Выстроенная по лекалам EDM, нарастающая, энергичная и прилипчивая «Тамада» предсказуемо взрывает зал и исполняется два раза подряд. «Кому не лень поднимаем руки, суки, все сюда! / Солнце погасло, и пропала тень, уснули города / Но в этом океане мы до утра тусим / Хватило бы сил», - тараторят рэперы, пока в воздух взмывает тысяча телефонов. Завтра во «ВКонтакте» будет жарко.

Фото: Бока Су