Кто получит «Оскар»Предсказываем результаты церемонии

Предсказываем результаты церемонии

В Лос-Анджелесе лучшим кинематографистам по итогам 2019 года в 92-й раз вручат «Оскары». Церемония состоится в ночь с 9 на 10 февраля. В России в прямом эфире её будет транслировать онлайн-кинотеатр Okko, а запись эфира покажет Первый канал

Лучший фильм — «1917»

В августе 2009 года совет управляющих академии избрал нового президента. Им стал Том Шерак, который решил, что пять номинантов на лучший фильм — как-то мало. Понятно, что двух победителей быть не может, но расширение списка претендентов должно было создать какую-то интригу. На самом деле — нет, потому что явный фаворит как был, так и остался. Редко бывает так, что нельзя заранее назвать победителя, и этот год — классическое тому подтверждение.

 

Из девяти представленных в номинации картин реально претендовать на награду могут «1917» Сэма Мендеса, «Ирландец» Мартина Скорсезе, «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино и, возможно, «Брачная история» Ноа Баумбаха. Все остальные присутствуют для нужного количества. В том числе «Паразиты». В пятый раз в истории «Оскара» одна картина одновременно представлена в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший зарубежный фильм». Всего год назад это была «Рома» Альфонсо Куарона, которая победила только в «иностранной номинации», как и все остальные зарубежные фильмы, оказавшиеся в такой ситуации в предыдущие годы.

Предсказываем результаты церемонии

«Оскар» за лучший фильм вручается далеко не обязательно лучшему фильму

Его выбирают не прямым голосованием, а так называемым голосованием в несколько раундов. То есть, если после первого раунда нет такого фильма, который набрал 50 процентов голосов плюс один голос, то компания PricewaterhouseCoopers, подсчитывающая очки, начинает выяснять, какие фильмы академики поставили на второе место. И после этого голоса перераспределяются.

 

На фоне такого голосования обычно побеждает не тот фильм, который набрал большинство в первом раунде, а фильм, который устраивает всех, то есть консенсусный фильм. И в последние несколько лет такая история повторилась уже несколько раз: так было с фильмом «Лунный свет», так было с фильмом «В центре внимания», в позапрошлом году с «Формой воды» и год назад с «Зелёной книгой». Оснований полагать, что и в этом году ситуация повторится, нет. «1917» — безоговорочный фаворит. Ни мафиозные разборки в «Ирландце», ни семейные в «Брачной истории», ни своеобразная ода старому Голливуду от Квентина Тарантино не могут гарантировать, что признание их лучшими действительно устроит всех.

Лучший режиссер — Мартин Скорсезе, «Ирландец»

Весьма маловероятный исход. Но если «Ирландец» не принесет Скорсезе «Оскара» в режиссерской номинации, то этот фильм не получит награду больше нигде из основных категорий. Даже за адаптированный сценарий. А если лучшим режиссером не станет Скорсезе, то им станет Сэм Мендес. К тому же очень часто «Оскар» достается режиссеру в компенсацию за то, что его очень хороший фильм не признают лучшим.

 

В последние годы так было с Дэмьеном Шазеллом («Ла-Ла-Ленд» и «Одержимость»), Альфонсо Куароном (дважды), Алехандро Гонсалесом Иньярриту (когда «Выживший» не стал лучшим фильмом) и Энгом Ли («Жизнь Пи»). Это не правило, а такая забавная закулисная тенденция — иногда давать «Оскар» фильму и его режиссеру, а все четыре актерские номинации (почти всегда) распределять между разными картинами, чтобы каждой досталось по чуть-чуть. Это результат реформы, которую в 2005 году провел тогдашний президент Американской киноакадемии Фрэнк Пирсон.

Предсказываем результаты церемонии Фото №2

Лучший актер — Хоакин Феникс, «Джокер»

Лучший актер и лучшая актриса в этом году определятся по классической для Американской киноакадемии схеме. Может меняться все, что угодно (расширяться состав номинантов, номинировать по цвету кожи, вводить новые категории и включать в состав претендентов на награду фильмы, снятые по комиксам, которые никогда не победят), но одно остаётся неизменным — академики очень ценят перевоплощения и в подавляющем большинстве случаев отмечают именно их. Рами Малек за роль Фредди Меркьюри, Гари Олдмэн за Уинстона Черчилля, Леонардо Ди Каприо за «Выжившего», Эдди Редмэйн за Стивена Хокинга, Мэттью Макконахи за «Далласский клуб покупателей» — это самые яркие и очевидные примеры последних лет. На этот раз Хоакин Феникс вне конкуренции. Очень жаль, что «Оскар» не достанется Адаму Драйверу за роль в «Брачной истории». Для него нынешняя номинация – вторая в карьере (первая была в прошлом году за второй план в «Черном клановце»). Можно сказать, что у Драйвера все еще впереди. Например, Аль Пачино получил свою единственную статуэтку только с восьмой попытки. Хоакин Феникс номинирован четвёртый раз.

Предсказываем результаты церемонии Фото №3

Лучшая актриса — Рене Зеллвегер, «Джуди»

Тут тоже без сюрпризов. Зеллвегер, номинированная за роль актрисы и певицы Джуди Гарленд — женщины с непростой судьбой, — выглядит явным фаворитом. В начале 2000-х она была номинирована три года подряд за «Дневник Бриджит Джонс», «Чикаго» и «Холодную гору». И с третьей попытки получила «Оскар». Следующей номинации пришлось ждать 16 лет. Но справедливости ради нужно отметить, что за это время у нее не было ни одной работы, которая могла хотя бы теоретически претендовать на высшую кинематографическую награду. У Рене Зеллвегер получилось очень точно передать мимику, жесты и повадки Джуди Гарленд. Это отметили все ещё в августе, после премьеры фильма на кинофестивале «Теллурид». Такую Зеллвегер вы еще не видели и не слышали. Актриса долго готовилась к роли и занималась вокалом.

Предсказываем результаты церемонии Фото №4

Лучший актер второго плана — Брэд Питт, «Однажды в... Голливуде»

В этой номинации в этом году самая жёсткая конкуренция. Том Хэнкс, Энтони Хопкинс, Аль Пачино и Джо Пеши уже имеют, как минимум, по одному «Оскару». Причём получали их в первой половине 1990-х аккурат друг за другом: в 1991 году Джо Пеши – за «Славных парней», в 1992-м Энтони Хопкинс («Молчание ягнят»), в 1993-м Аль Пачино («Запах женщины»), в 1994-м и 1995-м – Том Хэнкс за «Филадельфию» и «Форрест Гамп». Ровно через год свою первую из четырёх актерских номинаций получил Брэд Питт – за «12 обезьян».

 

Справедливости ради надо отметить, что «Оскар» у него все-таки есть. Он получил его как один из продюсеров за «12 лет рабства». Но актёрского ни одного. А эта награда ценится куда выше. Возможно, вы скажете, что в «Однажды в... Голливуде» Питт не показал ничего выдающегося, изображая туповатого каскадёра Клиффа Бута. Он остался собой, но при этом внёс достаточно много себя самого в доверенного ему персонажа.

Предсказываем результаты церемонии Фото №5

Лучшая актриса второго плана — Лора Дерн, «Брачная история»

 

Очень жестокая номинация её относительно легко получить при наличии выдающегося таланта и ярких ролей, но не так-то легко выиграть. Сколько прекрасных женщин попадали в список претендентов на «Оскар» в этой категории, но так ни разу и не были в ней отмечены: Кейт Уинслет, Фрэнсис Макдорманд, Гленн Клоуз, Джеральдин Пейдж, а Телму Риттер вообще номинировали шесть раз (четыре из них подряд).

 

Для тех, кто знает Лору Дерн лишь по роли Ренаты Клайн в сериале «Большая маленькая ложь», скажу, что это вторая номинация актрисы на «Оскар». Первая попытка была за главную роль в 1992 и оказалась неудачной (награда досталась Джоди Фостер за «Молчание ягнят»), а вторая — за второй план в 2015-м – тоже завершилась поражением Патрисии Аркетт. В этом году поклонники Лоры Дерн могут быть спокойны: с третьей попытки их любимая актриса за роль хищного адвоката по бракоразводным делам наконец-то станет лауреатом Американской киноакадемии.

Предсказываем результаты церемонии Фото №6

Лучший иностранный художественный фильм — «Паразиты» (Южная Корея)

Это номинацию переименовали, раньше она называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Корейские фильмы в ней никогда не побеждали и более того — никогда не номинировались. Хотя автор «Паразитов» Пон Чжун Хо десять лет назад выдвигал на «Оскар» свой фильм «Мать», но до основной программы премии он так и не добрался.

 

Категория лучшего иностранного кино — самая необязательная для членов Американской киноакадемии. За нее голосуют наугад, а побеждает всегда тот, кого больше знают. Иногда голосуют за определённые темы, затронутые авторами в своих работах, или «за» или «против» стран, представленных в номинации. Самый яркий пример последних лет — «Левиафан» Андрея Звягинцева. Фильм собрал внушительную коллекцию наград, но «Оскар» так и не получил.

Предсказываем результаты церемонии Фото №7

В этом году «Паразиты» вне конкуренции. Во-первых, картина победила на прошлогоднем Каннском фестивале. Во-вторых, Пон Чжун Хо прекрасно известен на Западе, а в Каннах он «прогремел» еще за два года до победы. В мае 2017 года там разгорелся скандал между Netflix и руководством фестиваля. Во время показа фильма «Окча» зрители в кинотеатре освистали появившийся на экране логотип стриминговой компании, выражая свое недовольство включением в программу ленты её производства. Инцидент повлек за собой изменения в правилах фестиваля, которые запрещают включение в программу фильмов, не выходящих в широкий прокат во Франции. Это не стало бы проблемой для Netflix, если бы не французские законы, по которым в случае выхода фильма в кинотеатральный прокат он может быть опубликован онлайн только через три года. Netflix выпускает фильмы собственного производства на своей платформе сразу же. Трехлетнее ожидание компанию, по понятным причинам, не устраивало. Директор Netflix по контенту Тед Сарандос обвинил организаторов Каннского фестиваля в том, что они «решили поставить акцент на прокате фильмов, а не на киноискусстве».

 Конкуренцию «Паразитам» в этом году может составить только «Боль и слава» Педро Альмодовара. Но лишь на бумаге.

 

 

Предсказываем результаты церемонии Фото №8

P. S. Очень хочется, чтобы «Оскар» наконец стал непредсказуемым. Рейтинги церемонии неумолимо падают в первую очередь как раз из-за этого — победители основных номинаций (а остальные никому не интересны, хоть во время рекламы их вручайте, хоть на дом победителям с курьером отправляйте — всем плевать) известны более или менее каждому, кто следил за тем, что происходило в кино в течение последнего года. Еще пару лет назад невозможно было представить, что Академия включит в число претендентов фильм, снятый по комиксам, а теперь она делает это второй год подряд.

Автор: Антон Хоменко
Больше киноновостей в телеграм-канале «Фак Ю, Спилберг»