Ещё одни швейцарцыТрио Schnellertollermeier сыграло в Калининграде музыку без компромиссов

Фото недоступно

Нужно признать — после смены собственника «Дредноут», который теперь работает в том числе и в формате музыкального бара, горит жизнью. Постепенно возвращающий себе славу одной из самых лучших концертных площадок с интеллигентной музыкой, он представляет концерты одних европейских музыкантов за другими. Именно на такой концерт «Твой Бро» отправился 23 февраля и был поражен концепцией выступления и энергетикой швейцарцев Schnellertollermeier

«И это всё?!», – удивлённо воскликнул восьмилетний мальчик Вова, когда швейцарцы Schnellertollermeier несколько минут монотонно раскачивали маятник музыки, погружая слушателей и самих себя в гипноз. Уже через мгновение троица обрушила на бар «Dreadnought» столько разнокалиберных звуков, что смысл отвечать на его вопрос пропал. Появилась другое занятие – с упоением взирать на то, как с помощью бас-гитары, гитары и ударных играются не ноты, а, скорее, интегралы и разгадывать, какое решение будет в итоге у этой заковыристой формулы.

Schnellertollermeier и правда были иногда похожи, скорее, на группу сумасшедших учёных, чертящих мелом на доске только им понятные закорючки. Подобное можно лицезреть, посетив концерт современной академической музыки. С той лишь разницей, что впечатляюще сложный по своей гармонии и ритму материал, швейцарцы играли без нот. Да ещё и с таким драйвом, что каждый пришедший чувствовал: «Я на этом слёте зазнаек не лишний».

Если развешивать ярлыки, то Schnellertollermeier играет авангардный рок с изрядной примесью джазовой импровизации и ярковыраженным креном в мат-рок.

Не обходится и без нойза, который не превалирует, а, скорее, является ещё одним выразительным средством. Сами музыканты предпочитают называть свой стиль «музыкой без компромиссов» и это чертовски точное определение. Раздробленные на микроскопические синкопы ритмы барабанщика Давида Майера, усиленные игрой бас-гитариста Анди Шнельмана и гитариста Мануэля Троллера для тех, кто действительно хочет слушать, а не использовать музыку как фон для разговора и танцев.

Schnellertollermeier исполнили преимущественно новые инструментальные композиции, у некоторых из которых даже нет названий. Но прозвучали песни и из альбома «X» 2015 года – самой зрелой работе музыкантов, в которой трио доросло и до серьёзного высказывания, 20-тинутной сюиты, давшей название пластинке. К сожалению, её музыканты исполнять не стали, но зато порадовали «Massacre Du Printemps», «Riot» и «///\\\///». На концерте же все их композиции слились в одно концептуальное произведение, в котором всё было на своём месте и вовремя.

Кажется, в «Дредноуте» в этот вечер не было ни одного случайного человека. Даже мальчик Вова, удивляющийся, что Анди играет скрипичным смычком на бас-гитаре, через несколько композиций незаметно материализовался перед сценой и весь концерт просидел как заворожённый. Что, к слову, вызвало настоящий восторг у трио, которые признались, что никогда ещё не видели такого внимательного слушателя на своих концертах не только в России, но и вообще. Кстати, концерт в Калининграде стал восьмым и последним в их уже четвёртом туре по нашей стране. И, возьмём на себя смелость утверждать – самым эмоциональным. Поэтому после основной программы не обошлось без биса и долгих проводов с селфи, автографами на билетах и дисках. Не удержался сказать несколько добрых слов с помощью переводчика и Вова, который, без преувеличения, остался от концерта в восторге. Музыканты подарили ему диск и мальчик засиял ещё пуще прежнего. Кто знает, быть может, для него Schnellertollermeier откроют новую страницу жизни и он уже не будет так удивляться, что смычок можно использовать не только для игры на скрипке.

Фото недоступно

К слову, музыканты из Швейцарии уже не первый раз в Калининграде. Только за последние полгода у нас играли джазовые кудесники Kaos Protokoll (тоже в «Дредноуте») и Bloom Effect (в пабе «Лондон»). Таким завидным постоянством мы обязаны, по сути, не только вышеназванным клубам, но и арт-директору музыкального бара «Дредноут» и студии «Designs» Андрею Воронцову, который, как бы это пафосно не звучало, делает невозможное. Привести настоящий европейский джаз не только высокого качества, но и не самого тривиального содержания получается далеко не в каждый город России. Приятно ещё и то, что медленно, но верно в городе формируется постоянная публика, готовая 23 февраля пренебречь стандартным развлечениям и выбрать нестандартную музыку. Посетить собрание «музыкальной секты» можно уже совсем скоро – 10 марта в «Дредноуте» выступит американский саксофонист-инноватор Дерек Браун, который способен одновременно совмещать игру на саксофоне, пение и… битбокс. Обратите внимание!

Трио «Шнеллертоллермайер» названо со здоровой иронией по фамилиям участников, трансформированным в наречия в сравнительной степени. Басист Анди Шнелльманн (Andi Schnellmann) добавил в общую формулу корень «schneller» («быстрее»), гитарист Мануэль Троллер (Manuel Troller) – «toller» («выше»), а фамилия барабанщика Давида Майера (David Meier) и вовсе не нуждается в превращениях, если достаточно просто стилизовать её под соответствующую часть речи. Правда, буквального перевода тут уже не получается, поэтому среди русскоязычных поклонников коллектива возникли целых три трактовки названия. Первая – в стиле переводчиков-сочинителей старой школы, которым важнее было найти в нужном языке готовую кальку, а не передать смысл буквально: «Быстрее, выше, сильнее». Вторая – более искушённая, учитывающая этимологию слова «meier», которым издавна называли наместников правителя, обязанных следить за порядком: «Быстрее, выше, организованнее». И третья — бесшабашно-бессмысленная и, как ни странно, лучше всего передающая смысл происходящего: «Быстрее, выше, Майер». Дело тут не в последнюю очередь и в том, что именно феноменальная работа барабанщика в коллективе бросается в глаза в первую очередь.

Фото недоступно

Фото: Артем Килькин