Выставка«Город строительных кранов»

«Город строительных кранов»

В Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка «Город строительных кранов» из собрания музея. В экспозицию вошли архивные фотографии, графика, плакат, инсталляция – архитектурные хроники Калининграда 40-х-70-х годов

Хроника Калининграда – это сложная история становления и самоидентификации. Городской ландшафт и в особенности архитектура, как знак материальной и исторической культуры, стал фундаментом для начавшего свое формирование регионального этноса. На выставке «Город строительных кранов» поэтапно отражено то, как по мере роста «нового города» менялся и культурный вектор: западноевропейская художественно-строительная среда сменялась на советско-российскую, что постепенно привело к изменению художественных и эстетических приоритетов, ценностных предпочтений, в том числе и ощущения «места».

В послевоенное время город предстал первым переселенцам, говоря словами Иосифа Бродского, «равнинами, припорошенными щебнем», «пастбищем руин». Ощущение неясности и нестабильности сопровождало людей, отправлявшихся в неизвестность.
Так же как в акварельной технике нет четких границ, у людей не было четкого представления о будущем. И этот настрой удалось уловить Арсению Максимову, чьи лирические акварели представлены в первом блоке выставки. В них отображен обезлюдевший, потерявший свою монументальную историю, словно притихший перед началом новой архитектурной и культурной эпохи город.

Градостроительная задача стала одной из приоритетных в послевоенные годы; появилась необходимость создания новых архитектурных форм. Так на территорию Калининграда пришел сталинский ампир. В основном здания в этом стиле появились в районе Сталинградского проспекта (ныне – проспект Мира). Здесь сосредоточены крупные знаковые объекты: театр, зоопарк, стадион, будущая гостиница «Москва», воздвигнутый в 1957 Дворец культуры рыбаков. Относительная сохранность зданий позволила нанести на них архитектурно-стилистический «макияж», который должен был скрыть черты чужой культуры и продемонстрировать величие своей. Благодаря такой политике здание Кенигсбергской биржи в стиле неоренессанса не было снесено, так как даже в полуразрушенном состоянии оно соответствовало советской архитектурной идеологии. Особый раздел выставки представляют лирические фотографии из коллекции Владимира Воронова из семейных альбомов и архивов. В них запечатлены культура и быт жителей города в этот период (1940-е – 1950-е), трудовые будни, личные встречи, общественные мероприятия.


1960-е годы меняют культурные и градостроительные ориентиры. На смену Сталинскому ампиру приходит Хрущевский модернизм, который вступает в борьбу с излишествами в архитектуре и переходит к массовому индустриальному и типовому домостроению. Под этим девизом возводится знаменитый Дом Советов.

С течением времени трагическая поэзия руин сменяется плакатной четкостью архитектурных форм, соответствующей представлениям об устойчивой, стабильной жизни, о ясном будущем. Так на смену мягкой акварели, представленной в первом тематическом комплексе выставки, приходит точная уверенная линия, особенно очевидная в серии линогравюр Адольфа Шевченко. Герои его произведений – люди труда: портовые рабочие, моряки, рыбаки, строители. Сюжеты – день в торговом порту, будни стройки, полевые работы. Художественная деятельность Шевченко была связана с представленным в экспозиции плакатным искусством 1970-х, формировавшем визуальную культуру советского общества, которое производило и транслировало знакомые каждому гражданину СССР символы и знаки, становившиеся частью культурного кода нации.

К 1970-м наступило время спокойствия и уверенности. В заново выстроенном городе кипит общественная жизнь. Толпы людей участвуют в парадах, митингах, город начинает ощущаться «своим». В его ландшафт активно внедряется монументальная скульптура с советской символикой. Одна из них – памятник-монумент «Мать-Россия» скульптора Б. В. Едунова – символ становления социалистического города.

Выставка «Город строительных кранов» – своего рода портал, через который каждому посетителю выпадает шанс отправиться в путешествие в советское прошлое Калининграда.

Стоимость билетов: взрослый - 150,00 рублей с человека; для студентов - 100,00 рублей с человека, для пенсионеров и школьников - 80,00 рублей с человека.

Калининградский областной музей изобразительных искусств
25 мая 2023 10:00
25 мая 2023 10:00

Перваяполоса

  • Музыкальная карта: Марк Алмонд и The White Stripes в Калининграде
  • На острие ножа: Заказываем роллы филадельфия
  • Весне дорогу: Выбор цветов в формате онлайн
  • Рецепт от шефа: Стейк из цветной капусты от Александра Коробкова
  • Программирование для девочек: Открываем новые горизонты!
  • Из жизни психолога: Успешный успех — миф или реальность
  • рекомендации
  • Модные ориентиры: Калининградцы рассказывают о музыкантах, ставших иконами стиля