Одной кровиТэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран

22 апреля уфимский коллектив LUMEN даст в Калининграде большой концерт в честь своего 20-летия. Накануне выступления мы пообщались с Рустемом Булатовым, фронтменом группы, которая наиболее активно и ярко, чем кто-то иной, транслирует идеи свободы и человечности на отечественной сцене. «Твой Бро» узнал, приходилось ли Тэму поступаться принципами, участвовал ли он в митингах и какая ценность в творчестве, к примеру, Элджея, Pharaoha или «Пошлой Молли»

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран

Вы предоставили своим слушателям возможность сформировать сет-лист юбилейного тура. В итоге в нём оказалось всего три новых песни, все остальные – с более давних альбомов. Значит ли это, что ваши новые песни заходят хуже старых?

На самом деле, в сет-лиcте, выбранном нашими слушателями, не было абсолютно ни одной песни с нового альбома. Те три – «Выше!», «Кто ты?», «Голоса мира» – добавили мы сами. И я очень хорошо понимаю, почему так произошло: некоторые вещи мы не играли по несколько лет. Что-то вообще аж лет 12 вообще нигде!

Творчество транслирует актуальные переживания исполнителя, какая из песен сет-листа тебе сейчас ближе?

Выбрать довольно сложно, потому что все эти песни, даже те, которые были написаны давно, мне близки. Мы по жизни шагаем, будучи в разных ипостасях, – гражданина мира, гражданина страны, любящего человека, с какого-то момента – отца. И всё пережитое оставляет отпечаток на творчестве. Поэтому не могу выбрать что-то одно – нам близко всё, что мы исполняем.

Бывает такое, что некоторые треки с годами надоедают, и их не хочется исполнять на концертах, но приходится, потому что просят слушатели?

Нет, мы никогда не переступаем через себя. Если не хотим играть какую-то песню, просто не играем. Но не потому что она нам не нравится – мы их все любим, а потому что считаем что-то уже не совсем уместным. Мы могли бы, конечно, исполнить «Космонавта» или «Урмангу», но я думаю, что из уст мужчин, которым под сорок, это будет выглядеть неуместно... Вот когда нам будет уже за 50, то тогда снова можно будет их исполнять – они будут восприниматься как хорошая шутка. Но я всё равно не уверен, что мы станем это делать…

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран Фото №2

А на сколько ты себя ощущаешь?

Лет на двадцать с небольшим, наверное. У меня в жизни за последние несколько лет произошло много перемен, – я живу в съёмной квартире с советским ремонтом, выплачиваю ипотеку, потому что дольщик, мало сплю, потому что очень много интересного нужно успеть. Много времени провожу на студии, которую мы недавно построили. Это как в поговорке – быт определяет сознание: такое ощущение, что я вот-вот только выпустился из универа.

Эти перемены связаны с чем-то конкретным?

Да. Несколько лет назад я развёлся с матерью своих детей.

Как раз хотела поговорить об этом. На музыкантах висит стереотип, что им сложно построить крепкие семейные отношения. У меня есть догадки, почему это так, но хочется от тебя услышать личную причину.

Её нет. Это не зависит от рода деятельности, это случается с представителями разных профессий, со всеми людьми, а не только с музыкантами. У моих друзей из группы, например, всё хорошо. Это просто личная история.

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран Фото №3

Музыкальным проектам, как и всему, нужен грамотный маркетинг, чтобы подпитывать интерес своих слушателей. Приходилось ли здесь поступаться принципами?

Мы не поступаемся принципами, но были ситуации, когда приходилось искать компромиссы. Например, в истории с краудфандингом – мы собирали на «Планете» деньги на первую прямую трансляцию концерта. И были лоты, в которых наградой была ссылка на эту трансляцию. А потом нам захотелось, чтобы её смотрели все, но тогда как быть с теми, кто вложил деньги? Мы нашли выход из положения – в конце видео разместили имена и фамилии меценатов, которые поддержали нас. Надеюсь, что никто не остался в обиде. Ведь мы со всеми стремимся быть честными.

А вообще в твоей жизни были такие моменты – когда предавал себя?

Несколько раз я не сдерживал слово. И об этом я буду жалеть до конца своих дней.

Назови те качества, которые хотел бы в себе преувеличить, развить.

Мне не хватает усидчивости и перфекционизма. Если за пару первых часов, как только приходит идея, я не могу её как следует проработать, довести до ума, она превращается в долгострой. Приходится возвращаться к ней снова и снова… Это про усидчивость… А перфекционизм – я не довожу черновики песен даже до состояния черновика. Это всегда голая идея, над которой приходится ещё много работать, чтобы мы могли исполнить это потом. Мне есть с чем сравнивать. Гарик приносит музыку в таком виде, что «сверху спеть» – и можно выпускать. Там уже всё на местах, каждый инструмент. Я тоже хочу научится так.

Раньше «Наше радио» считалось колыбелью отечественного рока и альтернативы. Люди с нетерпением ждали «Чартову дюжину», чтобы услышать лучшее из новинок. Какие из нынешних чартов и хит-парадов ты котируешь?

Никогда не было хит-парада, который полностью меня бы удовлетворял и всерьёз интересовал. Всё это личностное. Кто-то до сих пор следит за «Чартовой дюжиной», а кто-то больше не испытывает интерес и движется дальше. И я не думаю, что это как-то связано с переменами на радиостанциях, уровнем качества и т. п.

За это время кто-нибудь из коллег по цеху тебя разочаровал?

О своих коллегах по цеху я стараюсь говорить только хорошее. Не могу сказать, что я был очарован чьей-то музыкой настолько, что я разочаровался потом, когда начался другой этап в жизни какого-то коллектива. Я оставляю в памяти то, что мне близко. И есть легенды – они ими и остались, ни в чём не разочаровав.

Ваша музыка воспитала и взрастила немало людей. А что слушают твои дети?

Вот начали слушать «Арию», и я им тоже подкинул что-то из своих любимых, – Linkin Park, например, Sum 41. А так они достаточно эклектичны в своём выборе. Увлекаются корейской и японской музыкой, потому что нравится анимэ. Старший слушает IDM – очень сложную для восприятия музыку, не знаю, как он к ней пришёл.

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран Фото №4

Что думаешь по поводу моды среди подростков на исполнителей, исполняющих примитивные песни про секс и наркотики?

Я думаю, что это хорошо. Всегда должен быть кто-то, кто говорит с подростками на запретные темы. По сути, ничего нового они в культуру не внесли – ведь всегда находились те, кто занимал нишу запретных тем. Были же, к примеру, «Мальчишник», ранний «Ленинград», Богдан Титомир. «Сектор Газа» с ироническими песенками… Просто тогда эту нишу хотели занять некоторые музыканты, а сейчас все сразу. И это даже к лучшему – ведь столько пространства освобождается для тех, кто хочет самовыразиться через здоровые идеи. Я не знаю тех, кто сейчас слушает те песни «Мальчишника» или Богдана Титомира. В итоге жить остаётся творчество, которое о чём-то действительно стоящем: про любовь, про дружбу и т.д. А всё остальное растворяется во времени.

Вспомни самый приятный и неприятный концерты.

Много приятных концертов. А из неприятных – те, где завязалась драка между слушателями. У меня от этого такой осадок – ведь если люди на нашем концерте не могут найти взаимопонимания, то они просто не въезжают в то, о чём мы поём. Такая ситуация противоречит нашим идеям. Мне хочется, чтобы эти люди просто исчезли из залов и никогда больше не слушали группу Lumen.

Ещё когда я выступаю простывшим, тоже неприятно. Не потому что чувствуешь физический дискомфорт, а потому что понимаешь, что не можешь выложиться максимально - знаешь, что можешь лучше, но болезнь не позволяет.

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран Фото №5

Ты часто заинтересованно рассуждаешь в интервью о политике. Обрисуй, что сейчас происходит на геополитической карте мира.

Я интересуюсь историей, и она показывает, что многие страны ещё с давних времён хотели лишить Россию права голоса и возможности повлиять на мировое состояние дел. Сейчас происходит примерно то же самое – понятна обида тех стран, которые стремились отправить соперника в нокдаун. И рефери уже досчитал до девяти, и кто-то уже обрадовался своей победе, а Россия встала на ноги и сказала: «Не-не-не, я ещё здесь».

Я понимаю тех людей, которым не нравится политика Путина, меня тоже не устраивает много чего, но поведение по отношению к нашей стране сейчас не считаю обоснованным и справедливым. Да, Россия – это империя, объединившая разные культуры и народы, но многие из них присоединились к ней самостоятельно, добровольно. Та же Англия, которая была главной империей XIX века – есть занимательная карта в сети, где отмечены страны, с которыми это государство никогда не воевало. Таких стран меньше двух десятков. И это цивилизационное столкновение.

Сам участвовал в каких-то митингах?

Один раз выходил в 2011 году и понял, что мне там нечего делать. Тогда вышли очень разные люди – от радикально левых до радикально правых и просто недовольных вместе с ними. Я предлагал объединить усилия, создать общее движение, чтобы двигаться к переменам, но понял, что там это никому не нужно: после моего выступления ко мне подошли поочерёдно представители разных партий и предложили вступить в их ряды.

А вообще есть примеры положительных правителей?

Да, Махатма Ганди. Кстати, я недавно задумался о том, что настоящее соперничество за влияние в мире ведётся не на военных театрах, а на культурном поприще. А именно ведётся борьба за влияние в культурной сфере – на чьём языке заговорит весь мир.

Тэм (LUMEN) о вечных и переменных ценностях, сет-листе юбилейного тура и культурном противостоянии стран Фото №6

Многие приближаются к рубежам с переосмыслением, новыми задумками. Как вы встретили своё 20-летие?

Наш рубеж мы пересекли с наконец-то построенной личной студией. Очень рады этому моменту, потому что, поработав в ней, сразу поняли, что это другой уровень.

Юбилей вы отмечаете туром. Но плотный концертный график – это для вас уже что-то обыденное, не совсем праздничное. После тура планируете как следует отметить дату?

Своё двадцатилетие мы отметили весело и дружно ещё 12 февраля. Весь тур – это очень приятное продолжение. Затем осенью последует акустический тур. И вот уже ближе к декабрю мы сможем завершить это продолжительное празднество, приуроченное к нашей дате.

Фото: предоставлены огранизаторами, Макс Левин