Наши люди и японские киборгиЧто калининградцы ждут от премьеры «Призрака в доспехах»

Фото недоступно

30 марта в российский прокат вышел «Призрак в доспехах», ставшим культовым в первую очередь как манга и аниме. В своё время «Призрак» вдохновил Вачовски на создание «Матрицы», команду дизайнеров SORRY, I’M NOT – на коллекцию одежды, а простых зрителей – на поиск своего «я». Вместо того, чтобы писать рецензию, «Твой Бро» решил выяснить у пятерых калининградцев «в теме», за что все так любят «Призрак» и чего стоит ждать от голливудского прочтения

Александр Крыков, 27 лет, учитель информатики

– Не могу сказать, что я прям фанат аниме и конкретно «Призрака», но интересные для себя вещи я в нём нашел.

Фото недоступно

– Не секрет, что «Призрак в доспехах» – культовое произведение. Вопреки популярному мнению, дело вовсе не в привлекательной женской агрессии киборга Кусанаги, а в той концепции сознания, которую придумал автор. Здесь даже у искусственного интеллекта может появиться интуиция и некая личность. В конечном итоге всё этом может быть намёком на возможность переселения душ.

Голливудскую экранизацию заранее и любят, и ненавидят. Многие считают неправильным доверять столь важную работу западному режиссёру, а уж коренную американку Скарлетт Йоханссон в главной роли и вовсе воспринимают как оскорбление. Но я отношусь к подобному проще. Фильм по мотивам столь важной манги нуждается в большом бюджете и высококлассной актёрской игре. При всём уважении к японскому кинематографу, обе упомянутые составляющие можно найти только на Западе.

Мне кажется, что оригинальную историю сильно исказят и переработают. Но если основные идеи оставят на месте, то может выйти примечательное кино. Вряд ли уровня «Матрицы», но всё равно интересное и не лишённое глубины.

Виталий Пелешенко, 29 лет, морской инженер

– Я нашёл «Призрака в доспехах» 15 лет назад на просторах интернета и начал смотрел в оригинале – на японском с субтитрами.

Фото недоступно

– Фильм является логическим продолжением самой идеи «призрака», берущего своё начало в одноимённой манге Shirow Masamune. В Японии так принято, что множество мангаку хикикамори асоциальные художники-одиночки, забившись в свои небольшие жилища размером с контейнер, день и ночь рисуют мангу, вкладывая в неё всю свою душу, всё своё существо, отношение к настоящему и будущему. Издавая главу за главой и публикуя своё творчество в сборниках, они зарабатывают себе на жизнь. В Японии культ манги это целая индустрия с множеством жанров и разным возрастным цензом. Читают все: от подростков до солидных чиновников. Одна манга из тысячи обретает общественное признание, и по ней снимаю аниме. Следующий этап – это съёмка фильма.

Если говорить о «призраке», то с момента издания манги до съёмок фильма прошло 30 лет! По сути, «призрак» дал старт целому жанру – киберпанк. Не знаю, жив ли сейчас Широ, но он явно был бы счастлив.

– За столько лет просто не было возможности воплотить замысел Широ, а сейчас — именно то время, когда фильм Абеля вобрал в себя всю мощь современных технологий и может стать действительно грандиозным. Главное, чтобы в экшене не потерялась философия призрака – что есть сознание, что есть жизнь, где грань между нашей памятью, представляющей по сути биты информации и формирующие личность и душу, что есть любовь, доблесть, дружба, ради чего мы живём. Через персонажей, их диалоги, события, «Призрак» общается с аудиторией, задаёт вопросы, создаёт атмосферу и особое чувство. В этом и кроется секрет «Призрака».

В этом фильме каждый найдёт что-то своё: зрелище, чувства, грусть, радость, смысл.

Валерий Ландо, 24 года, юрист

– «Призрак в доспехах» заново открыл для меня киберпанк.

Фото недоступно

– Ожидаю от картины качественно иного подхода Голливуда к визуализации традиционного японского киберпанка. Есть желание увидеть максимально близкий пересказ первоисточника в лице манги Масамунэ Сиро и анимационного фильма 1995 года. И точно не хочу увидеть на выходе очередную голливудскую пустышку, лишённую философского подхода «Призрака», но завернутую в дорогую красивую обёртку.

Внешние данные Скарлетт Йоханссон, на мой взгляд, не соответствуют таковым у Майора из анимационного сериала или манги, но, думаю, как актриса, она заслуживает шанса показать зрителю другую, внутреннюю сторону Майора – её моральный облик, её философию и характер.

Фото недоступно

– Трейлеры и тизеры фильма, представленные общественности, произвели на меня очень положительное впечатление – присутствует и динамика, и красивые спецэффекты, выдержанные в духе японской фантастики, и хороший актёрский состав, видно бережное отношение авторов к оригиналу (отдельные сцены почти дословно воспроизводят анимационный фильм 1995 года) и, что для меня гораздо важнее, у съёмочной команды ощущается вкус и чувство стиля – чего стоят только грим, костюмы, аниматроника в кадре, работа с камерой, а в качестве вишенки на торте – превосходное музыкальное сопровождение – вечная «Enjoy the Silence» за авторством бесподобных Depeche Mode в исполнении электронщика KI: Theory.

Культ «Призрака» – это история становления японского киберпанка и его распространения далеко за пределы Японии. Вся история «Призрака» – история отношений традиционных японских ценностей и быта, японских представлений о технократии будущего, техническом прогрессе и падении моральных устоев.

Фото недоступно

– В «Призраке» поднимаются острые философские проблемы, будь то вопросы сохранения человечности в обществе модифицированных людей (киборгов) или вопросы существования души вне тела (или «призрака» в сети). Где заканчивается человек и начинается машина? Делает ли технология жизнь проще, или только усугубляет социальную напряженность? Афоризмы Майора и её напарника Бато разошлись на цитаты не только в среде фанатов франшизы, но и в принципе в киберпанк культуре.

Кроме фанатов, этот фильм и вообще история «Призрака» будет полезна людям с прогрессивными взглядами, которым небезразлична научная фантастика и не чужд научный прогресс, которые осознают всю неизбежность прихода роботов и модификаций в нашу жизнь и которым интересны моральные аспекты сосуществования в будущем технологии и консервативных устоев, биологического и механического начал, наконец, существования души и «призрака». А также всем тем, кому интересно влияние японской киберпанк культуры на мировое сообщество.

Мария Суханова, 25 лет, рисует комиксы

– Начала смотреть «призрака» примерно два года назад. Если честно, меня уговорил друг, который в красках расписывал, какое оно великолепное, и если я не посмотрю, то упущу что-то невероятное. Так оно и вышло. Я была просто в восторге.

Фото недоступно

– В первую очередь, не стоит ждать от этого фильма счастливого конца. В оригинале было слишком много размышлений о том, что такое настоящая душа, и стоит ли она того, что бы за неё бороться. Ведь для кого-то важными оказались красота, популярность, деньги и вечная жизнь. Именно поэтому большая часть индивидуумов решила отдать себя научному открытию. Они без раздумий променяли свои настоящие органы тела на кибер-имплантанты – более долговечные. Меня больше всего удивила сама идея. В первоисточнике история начинается с женщины по прозвищу «Майор». У неё от человека остался только головной мозг, всё остальное – кибер-тело. Она не помнит своего прошлого. В какой-то мере это не было её желанием. Ведь ей сказали, что это была вынужденная мера. Иначе она бы умерла. В трейлере будущего фильма я наблюдала примерно тот же сюжет. Естественно, создатели немного его переиначили, но суть осталась той же. Самое интересное – это наблюдать за ходом сюжета от её лица, несмотря на то, что задействовано много разноплановых персонажей. Чего только стоит её команда. Они ведь пытаются бороться с кибер-преступностью.

Фото недоступно

– На этот фильм стоит сходить хотя бы ради самого сюжета. Он превосходен. И заставляет задуматься: «А человек ли я?», «Правильно ли я живу и поступаю?»

Само слово «Призрак» в аниме означает душу. И так уж случилось, что даже неодушевленные существа могли её каким-то неопределённым образом воссоздать. Тогда появился другой вопрос: душа – это разум или что-то иное? Ведь робот научился сопереживать и рассуждать одновременно. Тогда – что такое человеческая душа? Откуда у людей берётся вся эта чувствительность и эмоции? Веками человек копил в себе тонны информации о мире бытия. И пополнял свой жизненный опыт.

Я думаю, что из-за огромного количества диалогов и монологов зритель неосознанно начнёт искать своё настоящее я.

Максим Аносенский, военнослужащий, 27 лет

– С фильмом я познакомился примерно в 2010 году, сразу же став поклонником этого произведения и жанра в целом.

Фото недоступно

– Ожидаю, что фильм будет представлять собой очередной аттракцион, как и большинство фантастики, выпускаемой Голливудом в последнее время. Тут стоит понимать: режиссёром фильма выступил Руперт Сандерс, известный как создатель короткометражных роликов и фэнтези «Белоснежка и охотник», оказавшегося не самым лучшим фильмом. Ни репутации, ни особых заслуг Сандерс не имеет, и ждать от него чего-то «из ряда вон» не стоит. К тому же, судя по трейлеру, концепция фильма изменена – если в оригинальном фильме главная героиня является киборгом, и это данность, то для нового фильма, похоже, будет характерно убийство, возможно, предательство главной героини, с последующим поиском виноватых и расплатой, а также, вероятно, борьба с системой, что сразу указывает на целевую аудиторию – подростки, на которую рассчитан фильм.

Фото недоступно

– Призрак в доспехах считается классикой киберпанка, а значит должен соответствовать всем канонам этого жанра. Это научно-фантастический нуар. Он циничен, мрачен. Его мир – антиутопия, герой соответствует этому миру, живя по его законам в рамках системы. Таким и был оригинальный фильм 95 года. «Призрак» всегда был многогранен – это и философская притча, и стильный боевик. Вкупе с качественно проработанным сюжетом и анимацией, он поднимал вопросы будущего человечества. Этот фильм несомненно придётся по душе любителям фантастики и боевиков, поклонникам Такеши Китано и Скарлетт Йоханссон, ценителям творческого тандема Йоханссон и Асбека, уже игравших вместе в фильме «Люси» и, разумеется, ценителям жанра киберпанк.

Напоследок вспомните классику электронной музыки: Wamdue Project - King of my castle, видео на которое представляет собой компиляцию фрагментов из классического «Призрака»: