Время горожанКак небольшими изменениями вернуть ручей Калининграду

Фото недоступно

Любой водоём, тем более окружённый зеленой зоной, сам по себе — привлекательное место в Калининграде, где при наличии сравнительно большого числа рек, прудов и ручьёв доступ к воде, прямо скажем, затруднён. В рамках рубрики «Время горожан» социолог и активистка Анна Алимпиева рассматривает, как небольшими интервенциями вернуть Калининграду Литовский ручей

Литовский (или Крепостной) ручей среди порядка полутора десятков калининградских ручьев смело можно назвать особенным. Созданный искусственно как часть оборонительных сооружений, он бежит по зеленому поясу Шнайдеру (Парковому кольцу) от Верхнего пруда, башни Дона и Росгартенских ворот к Новой Преголе, по дороге огибая множество достойных внимания историко-архитектурных объектов. Среди них Королевские и Закхаймские ворота, остатки крепостной стены бастиона Обертайх, роскошный Грольман, пара редюитов, множество других, более мелких элементов фортификационного комплекса, и наконец, растянувшийся почти на полкилометра ансамбль жилой застройки первой трети XX века, сочетающий архитектуру межвоенного модернизма и неоготики.

По дороге ручей (а его протяженность составляет 2370 метров) не только извивается, повторяя очертания фортификационных сооружений, но и спускается вниз — итоговый перепад высоты между стартовой точкой и местом впадения ручья в реку составляет 22 метра, что примерно равно высоте 7-этажного здания.

На ручье расположено несколько водосливных плотин, в том числе три сохранившихся батардо, — здесь образуются приятные глазу и уху небольшие водопады, возле которых хорошо посидеть в жаркий денек.

Сидеть, правда, не на чем. Территория ручья никак особым образом не благоустроена — хотя ее часть от ул. А. Невского до ул. Гагарина — числится в качестве пешеходной зоны. Зона и впрямь «пешеходная» — ездить на велосипеде или гулять с коляской здесь не только неудобно, но и страшновато — освещения нет, людей немного, доступ в саму «зону» затруднен с одной стороны высокой лестницей, с другой — просто отсутствием хоть сколько-нибудь оборудованного прохода.

Место впадения ручья в Преголю сколь отчаянно не благоустроено, столь и богато по потенциалу (что, впрочем, довольно типично для нашего города). Как раз в этом месте стоит заброшенный редюит бастиона Литва, облепленный, как ракушками, разнообразным хозяйственным недостроем с одной стороны и «озаборенной» территорией коммерческой фирмы с другой. Так что доступ к этому объекту культурного наследия, гарантированный нам законом, ограничен. В то же время это берег реки без становящейся уже дурной традицией бетонной ограды, закрывающей вид на воду, с дорогими яхтами и неизменно красивыми закатами. А рядышком располагается общество «Водомоторник» — это район эллингов и, по словам архитектора Антона Сагаля, «самой искренней застройки в Калининграде».

Фото недоступно

О потенциале территории, прилегающей к Литовскому ручью, необходимости ее благоустройства и включении в городской оборот и говорилось уже не раз и даже делалось: в отношении некоторых участков территории разработаны дизайн-проекты, проводились исследования и арт-интервенции. А с тех пор как появилась идея создания на основе пояса Шнайдера Паркового кольца, этой территории стало уделяться особое внимание — внимание горожан. Участились исследовательские прогулки, общение с местными жителями, субботники, обустройство мест для сидения.

Фото недоступно

Недавно на ручье — в той его части, которая находится между Московским проспектом и Преголей — появился новый объект, достойный внимания горожан. Он стал результатом того, что в социологии и урбанистике принято называть городскими интервенциями.

«Городские интервенции — это несогласованные быстрые самодельные внедрения в городское пространство, которые часто имеют художественную или дизайнерскую форму», — говорит Александра Ненько, социолог, урбанист, заведующая Лабораторией качества городской жизни ИТМО (Санкт-Петербург).

«Как формат, городские интервенции хороши для тактического преобразования города, когда другие возможности ограничены или отсутствуют. Городские интервенции работают по принципу «Лучше просить прощения после, чем разрешения перед» — такой подход вдохновляет и развязывает руки, когда кажется, что ситуацию невозможно сдвинуть с мертвой точки. При этом городские интервенции не надо путать с вандализмом, эти тактические изменения — созидательны.

Фото недоступно

Одним примером интервенций могут быть самодельные лавочки в местах с большим потоком людей, но без мест для сидения, где их не поставили из-за отсутствия муниципальных средств или из-за боязни алкоголиков и бомжей. Другим — поп-ап общественные пространства в местах из стекла и бетона, сделанных без учета потребностей людей в отдыхе и социализации. Третьим — городской огород на городском «ничейном» пустыре, где образовалась стихийная свалка.

Когда мы хотим изменить городское пространство, мы боимся начинать, потому что проблемы кажутся неразрешимыми, ресурсов не хватает, а ждать помощи сверху — почти нереально. Действовать по чуть-чуть, пробуя и экспериментируя, рефлексируя по поводу ситуации, привлекая внимание к остроте проблемы — в этом помогают городские интервенции. Тактические несогласованные изменения хороши как первый шаг, как средство нащупать, определить и «подсветить» проблему и возможный способ ее решения в городском пространстве, но в идеале с течением времени должны превращаться в стратегию развития территории, согласованную со всеми основными стейкхолдерами.

В Калининграде мы работали с ресурсной территорией вокруг Литовского ручья, которой сегодня занимается команда инициативных горожан и экспертов «Парковое кольцо» и у которой есть мощный стейкхолдер — арт-пространство «Ворота».

Александра была одной из ведущих мастерской по городским интервенциям, которая прошла на территории Закхаймского парка 26-27 апреля.

Фото недоступно

«В ходе мастерской мы картировали больше 10 потенциальных точек для интервенции - берега ручья, лужайки, стены домов, бетонные склоны дамбы у моста через ручей. Здесь живут люди, которым хочется отдыхать, гулять, но на лужайках негде посидеть, ручей не ухожен, замусорен, бетонные стены навевают скуку, которая провоцирует протест в виде вандальных надписей и рисунков».

Участники мастерской разбились на группы, каждая из которых сфокусировалась на чем-то своем.

Фото недоступно

Команда под руководством петербургского дизайнера Антона Пуренкова трудилась над изготовлением лавочки. По замыслу, лавочка состояла из модулей, а потому обладала ценным качеством — способностью быть модифицированной под запросы пользователей. Пользователи, однако, распорядились иначе — через несколько дней после мастерской лавочка пропала. Что ж, на чьем-то дачном участке определенно стало комфортнее.

Фото недоступно

Эко-команда привела в порядок боксы для цветов (они, хоть и сделаны своими руками из обычных паллет, но куда симпатичнее бетонных тяжеловесов, полюбившихся городской администрации) — покрасила, прополола, посадила цветы. Кстати, оказалось, что в окрестностях ручья, спрятавшись в траве, растет клубника.

Наконец, третья группа участников, вдохновленная художником Владиславом Олейником, замахнулась на создание художественного полотна на бетонной опоре моста через ручей.

Говорит участница команды Анна Павловец:

«Для работы наша группа выбрала мост через Крепостной ручей — захотелось что-то сделать с обрамляющими ручей унылыми и серыми бетонными плитами, «украшенными» нецензурщиной. Вокруг было много мусора, в том числе и в воде. Пришлось хорошенько прибраться, прежде чем начать рисовать. Уже просто очищенный от бутылок, пакетов и другого мусора ручей с небольшим водопадом похорошел. А наш разноцветный рисунок помог добавить ярких красок и создать хорошее настроение. Место просто «заиграло»! Было очень радостно наблюдать за результатом.

Фото недоступно

К нам подходили местные жители — интересовались, радовались, благодарили. Особенно запомнился случай, когда после дождя и резкого падения температуры градусов на 10 мы стали подмерзать, жительница соседнего дома принесла одной из наших участниц куртку и шарф. Это было очень трогательно и сердечно.

Мы так втянулись в процесс творчества, что через неделю вернулись снова, убрали появившийся свежий мусор и дорисовали свою «картину».

Фото недоступно

Вот так, малыми средствами, обычные горожане раскрыли потенциал места. Мост, который раньше использовался только для транзита пешеходов и парковки машин, вдруг приобрел самостоятельную ценность — здесь хочется задержаться, посмотреть на падающую воду, понаблюдать за птицами, подумать.

«Наши интервенции, — говорит Александра Ненько, — кроме практического смысла, вызвали символический сдвиг — «разрыв шаблона» — от осознания того, что кто-то занимается «ничейной» территорией, тратит на нее силы, делает ее красивее.

Проходящие мимо жители задаются вопросом «А почему не я?» А значит — наступает #времягорожан. Присоединяйтесь: vremyagorozhan.ru. И читайте о нашей рубрике «Время горожан» подробно.