«Как в соловьиной роще»«Аквариум» дал ошеломительно трогательный большой концерт на «Вагонке»

Фото недоступно

Группа «Аквариум», редко балующая Калининград своим визитом, предсказуемо собрала аншлаг, но всё же смогла удивить трёхчасовым шоу даже тех, кто видел их лайв с десяток раз. «Твой Бро» подробно рассказывает о том, чем запомнилось долгожданное выступление Бориса Борисовича и его коллектива

Назвать гастрольный тур «Аквариума» новым не поворачивается рука: группа уже давно не делает паузы, выступая то в модных лондонских клубах (разумеется, с моментальным солдаутом), то в домах культуры в российской глубинке. Сам Гребенщиков шутит в нечастых интервью, что тур длится уже несколько десятков лет, а строчки «Сегодня я прощаюсь, послезавтра я опять буду здесь», кажется, поет про самого себя. При этом в Калининград группа не приезжала давно. Тем приятнее было слышать поздравления с праздником - добрая традиция поклонников «Аквариума», который здесь действительно ждали.

Концерт начнется на полчаса позже - за это время в зале «Вагонки» не останется ни одного свободного квадратного метра.

На сцене символично расставлены цветы и листья папоротника, - точь-в-точь как на обложке недавно вышедшего сингла «Двери травы», - до первых рядов доносится тонкий запах благовоний, палочки которых расставлены по бокам от барабанной установки. Не хватает лишь золотого плаката с индийскими Богами, который часто украшает залы во время концертов «Аквариума». Зрители терпеливо ждут начала, расслабленно покачиваясь в такт играющим мантрам.

Тем напористей и злее прозвучит «Назад в Архангельск», которой откроется концерт. Кратко здороваясь с залом, Гребенщиков не оставляет зрителям ни малейшей возможности перевести дух и исполняет подряд «Псалом 151» и «Огонь Вавилона». Следом - «Пришел пить воду», каждая новая строчка которой звучит страшнее предыдущей: «Железные скобы вбиты в крылья / Источник задушен золотой пылью / Закрой за мной / Я не вернусь».

При том, что дискография «Аквариума» насчитывает сотни песен, невозможно представить более точного и злободневного начала для концерта-возвращения.

После Гребенщиков исполняет «Двери травы», звучание которой решительно отличается и от прошлогоднего сингла «Песни нелюбимых», и от альбома «Соль», выпущенного в 2015 году. Новый сингл, с одной стороны полон ностальгии, с другой - вполне может считаться еще одним «возвращением» после долгого перерыва, на этот раз к музыке регги и знаменитому сборнику «Аквариум. Reggae». Будто бы в подтверждение этому на втором часу концерта «Аквариум» не только исполнит культовую «Растаманы из Глубинки», но и споет «Новую песню о Родине» в новой, ямайской аранжировке.

В творчестве «Аквариума», по словам одного из основателей группы, поэта Анатолия Джорджа Гуницкого, всегда было много символизма: чего стоит собственная мифология, которую они с Бобом сочинили в «древние времена». На своем творческом вечере, который недавно проходил в книжном клубе «Катарсис», Гуницкий рассказывал: «Когда на таких встречах читаю свои стихи, старые, которые уже забыл, или новые, которые еще не запомнил, я каждый раз заново себя анализирую. Кайфовое чувство». Слушая, как Гребенщиков поет «Для тех, кто влюблен» («Хотя любовь это странная вещь / и никто не знает, что она скажет / Но мы же взрослые люди / мы редко рискуем бесплатно»), складывается ощущение, что в эти минуты он испытывает те же чувства, о которых говорил Джордж неделей раньше.

Гребенщиков улыбается одними уголками губ, не обращает никакого внимания на тишину в зале, где почти никто не знает слов новой песни, щурится, и по-настоящему получает удовольствие от происходящего.

Когда из зала раздастся громкое «Боря, давай!», Боря к всеобщему удивлению, сделает неуклюжий пируэт и высунет язык. Затем ласково попросит звукорежиссеров все же сделать что-нибудь со звуком («а то как в соловьиной роще»), пританцовывая, исполнит «Она может двигать», а после произнесет долгожданное: «Спасибо, любимые».

Во второй половине концерта Гребенщиков начнет щедро рассказывать истории, перед тем как исполнить очередную песню: как «Нам всем будет лучше» со временем приобрела совершенно иной смысл, и как они решили выложить на ютьюб «Время на***ниться» (напиться)

В перерыве между композициями скажет, что хотя столько людей, сколько собралось в зале, не вместила бы ни одна кухня, атмосфера получилась не хуже, чем на домашнем концерте. После мощно исполнит «Молитву и пост», опускаясь на колено и поднимая гитару над головой, «Марию», играя на губной гармошке, и заставит «Вагонку» петь «Что нам делать с пьяным матросом?». Ближе к концу исполнит достаточно редкую для концертов «Аквариума» песню «Поколение дворников». А после небольшого перерыва выйдет, чтобы сыграть еще восемь песен на бис. «Серебро Господа моего» споет весь зал, шепотом, словно молитву, повторяя за Гребенщиковым слова: «Выше звезд, выше звезд / Вровень с нашей тоской».

Прошла ночь, наступило утро, и «Аквариум» на прощание спонтанно выступил перед калининградцами в центре города.