Александр «Саныч» ИсаевИнтерес публики к калининградской музыке не может быть ниже, чем сейчас

Интерес публики к калининградской музыке не может быть ниже, чем сейчас

На следующей неделе, 15 апреля в 19.00, в Музее Мирового океана пройдет вручение калининградской музыкальной премии «Номер один Awards». Перед ее вручением мы встретились с основателем программы Александром Исаевым, который ведет ее уже больше 20 лет, и поговорили о необычном месте проведения премии, выпуске нового сборника с лучшей калининградской музыкой и о том, почему при общем падении интереса к местным артистам их выступлений становится больше

В рамках этой премии вы представляете новый сборник «Номер один». Расскажи о нем.

Саныч Сборники не выходили 6 лет. В свежий сборник вошло то, что накопилось за шесть лет. В основном там последние годы, но есть и песни, которым лет по пять. Песне группы «Дирижабль» много лет, но это новая версия, которую они сделали совсем недавно. На этом сборнике нет никаких привычных отсылок к ретро-песням. В основном потому, что осенью мы планируем выпуск сборника, если хочешь, «The Best of» - то есть с лучшими песнями за всю историю существования программы «Номер один».

На блюрэй или на виниле выпустите?

Саныч Сразу же на виниле, ага (смеемся). Часть дисков потом достанется туристическим информационным центрам. Они будут их потом дарить туристам, которым интересна калининградская музыка.

При программировании сборников «Номер один» существуют какие-нибудь хитрости? Раскрой секрет.

Саныч Хитрости, разумеется, есть. Но не знаю, стоит ли о них рассказывать, это же хитрости, если я расскажу, хитростями они уже не будут. Но в свое время я делал сборники лейбле «Снегири» под руководством Олега Нестерова и как раз занимался тем, что их составлял. И вот там были хитрости, которым меня обучил Олег и которыми я по большому счету пользуюсь. Но это связано в основном с концовкой и началом рядом стоящих песен — они должны сочетаться друг с другом в определенной степени. Есть хитрости, в общем, но их нельзя объяснить на пальцах.

  • Александр Исаев

Обложка и треклист нового сборника «Номер один»

Обложка и треклист нового сборника «Номер один»

Ну, можно было тогда хотя бы в «титрах» сборника написать «Хитрости программирования: Олег Нестеров»... Ладно, расскажи о месте проведения премии. Зал «Морской Кенигсберг — Калининград» Музея Мирового океана. По меньшей мере, неожиданное для проведения концерта.

Саныч Насколько мне известно, выступления музыкантов в Музее Мирового океана раньше проводились. Женя Бродский выступал, например. Но это было озвучивание какого-то видеофильма. Ближе к перформансу что-то. У нас будет другое. Вообще все наши мероприятия мы постепенно ведем к тому, чтобы рано или поздно сделать шоукейс-фестиваль Kaliningrad Music Week. По своему построению он будет создаваться на основе самых разных и зачастую не очевидных заведений, где мы проводим мероприятия. Эта премия, проходящая в Музее Мирового океана, - одно из них. У меня есть прообраз, можно сказать, ролевая модель того, как это должно быть организовано — Tallinn Music Week или аналогичное мероприятие в Рейкьявике Iceland Airwaves, где эти выступления происходили в витрине магазина, в большом морском контейнере, в торговом центре, в кафе, которое называется «Прачечная», выступала одна из самых популярных исландских групп Mammut. То есть мы пытаемся пробовать разные не самые очевидные площадки. Тем более руководство Музея Мирового океана подошло к тому, что они готовы воспринимать современную актуальную культуру.

Ну, это логично — они привлекают новую аудиторию, так как со старой они уперлись в потолок, она в любом случае к ним ходит...

Саныч Абсолютно точно. Самое главное, что нам в этом импонирует, - так это то, что они хотят стать важным культурным центром Калининграда, и с нашей помощью они показывают свои возможности, искусство в разных интерпретациях: перформансы, выставки, концерты. У нас есть в том числе и планы с современной классической музыкой, которые напрямую связаны с Музеем Мирового океана. Площадок у него много, и очень круто, что они разные.

С этим я согласен. Когда мы планировали проведение нашей премии «Пумперникель», мы тоже рассматривали одно из помещений музея в качестве места проведения, но небольшие сложности с логистикой, кейтерингом нас смутили. Как вы планируете решать эту проблему? Бар, кухня?

Саныч Да, у нас будет определенное предложение от English Bar. Насчет еды еще пока не решили — все-таки у нас недлинное мероприятие, порядка трех часов будет проходить, может, даже быстрее управимся. Привычной дискотеки от Саныча не будет.

Видео с прошлогодней премии
«Номер один Awards 2015»

Есть какие-то ограничения технические от администрации музея? Может быть, предел громкости установили?

Саныч Нет, ограничений нет. Им тоже интересно, они хотят посмотреть, как проходят такие мероприятия. Нам очень приятно, что они нам доверяют и разрешают реализовывать свои идеи, хотя нас сложно назвать прямо уж профессиональными промоутерами.

Мотивация музея понятна - расширение аудитории. А что касается обратного процесса — расширения вашей аудитории за счет завсегдатаев музея. Это вообще возможно? Не испугается пожилая женщина, гуляющая по вечерам с ребенком на набережной музея и зашедшая к вам, электрошансона Жоры Холоденко?

Саныч Сам Жора очень здорово сказал по этому поводу в последней программе «Номер один». Любая площадка накладывает свой отпечаток на исполнителя. И то, что ты сыграешь в одном месте, ты никогда не повторишь в другом. В этом смысле он совершенно прав. Мы будем рады людям, далеким от калининградской музыки. Им будет интересно, я уверен.
Большая радость для нас, что появилось целое поколение промоутеров, которые стали заниматься новыми направлениями музыки, осваивать новые площадки, открывать новых местных артистов. Мы в каком-то смысле помогаем этим промоутерам открывать новые площадки. Интерес к местной музыке должен повышаться — падать еще глубже на дно она уже не может. Некуда. Меньше, чем сейчас, калининградской музыкой не интересовались никогда.
Но это не значит, что она не будет любопытна случайному прохожему. Простой пример - «Че Гевара Фест», который проходит у памятника Родине-матери. Там ведь большое количество случайных зевак проходит — пожилые люди, дети, стоят и смотрят на выступления групп. В прошлом году были неожиданные мероприятия с калининградскими группами в «Резиденции Королей», в «Риверсайде». Сейчас представители тяжелой музыки и хип-хопа нашли прибежище в клубе «Ялта». «Калининград Сити Джаз» использует свою площадку по полной, приглашая местные коллективы, причем не только с кавер-программами, и мы не зря к ним пошли и попробовали сделать презентацию премии.
И мы хотим находить для свежей музыки свежие уши.

Видеоприглашение Жоры Холоденко:

Ну, здесь я не совсем соглашусь. Ты говоришь о свежей музыке, а на церемонии вручения все равно будут выступать патриархи электронной музыки Los Chikatilos и Жора Холоденко, который на сцене, мне кажется, со времен перестройки.

Саныч В данном случае мы, скорее, открываем площадку как что-то свежее. Что касается Жоры, то он, конечно, не является представителем свежей музыки, он действительно давно на сцене. Но он при этом представитель актуальной музыки. Ну а Los Chikatilos мне захотелось позвать, потому что, я уверен, они будут совершенно блистательно звучать и выглядеть в этом месте. Также, возможно, появятся еще одни участники лайнапа, точно об этом скажем позже, это будут представители хип-хоп-направления, а в мире сейчас нет ничего актуальнее хип-хопа.

Мы уже упомянули это в ходе разговора, но хочу вернуться. Ты сказал, что это всё — часть глобального плана под названием Kaliningrad Music Week — большого шоукейс-фестиваля, который обязательно когда-нибудь состоится. А существуют подобные аналоги в других провинциальных российских городах?

Саныч Есть во Владивостоке, Москве, Петербурге — там «Стерео лето», к примеру. И хотя на нем бывают очень громкие хедлайнеры, на шоукейс-фестивале принципиально важно построение программы. Чем мы от них всех отличаемся — что наше геополитическое положение соединяет российскую музыку и западную, а также артистов и представителей шоу-бизнеса. Мы можем быть площадкой обмена возможностями. На наши семинары приезжали представители европейского шоу-бизнеса, и все они в один голос говорили, что они понятия не имеют о российской сцене. Но при этом признавали, что он мог бы быть им интересен, так как Россия является большим ньюсмейкером, постоянно в горячих новостях, и к ней есть интерес, причем им даже неважно, с каким знаком этот интерес — плюсом или минусом.

Презентация премии в Kaliningrad City Jazz Club:

Я не соглашусь. То, о чем ты говоришь, относится к позапрошлому году. Некоторые мои знакомые музыканты, в частности электронные продюсеры, рассказывали мне, что в последний год-полтора спрос на их работу, на их продакшен в Европе очень сильно упал. И хотя это не говорится прямым текстом, но они связывают это с образом России в целом и тем, что русский продукт, - а музыка - это тоже продукт, - европеец не хочет покупать.

Саныч Послушай, мы еще не сделали свой шоукейс. То, что сейчас происходит, - это не навсегда. Мы не знаем, что будет через год, и это все не повод останавливаться и плакать сложа руки. Мы пытаемся делать мероприятия, которые имеют долгосрочную перспективу. Мы никогда не знаем, куда это выведет. Люди к нам поедут, мы им интересны. И когда они приедут, они уже сами скажут, что интересно западному рынку. Возможно, это окажется у нас в наличии. Не знаю, может, им будет интересна электронная музыка или этническая, гитарная или классическая. Это вообще может быть что-то, над чем мы смеемся. Колхозный панк-рок, может быть. Не попробуем — не узнаем.

Осталась неделя голосования в премии «Номер один». Основное голосование ведется на сайте программы. Голосование в номинации «Открытие года» ведется у нас, на «Твой Бро».