«А я купила жизнь за рубли»Елена Ваенга выступила в «Янтарь холле»

Елена Ваенга выступила в «Янтарь холле»

Завоевав огромную популярность на рубеже нынешнего десятилетия, исполнительница поп-шансона Елена Ваенга ничуть не растеряла в популярности: огромные залы собираются на ее выступления практически без рекламы. «Твой Бро» отправился на концерт Ваенги в театр эстрады «Янтарь холл» и сделал вывод, что если и считать эту музыку «кабацкой», то она вышла на большую сцену из очень дорогого кабака

Уже привычная картина: четверг, полседьмого, дождь со снегом, совершенно не время для гуляний на природе, но курортный Светлогорск вопреки всему переживает ажиотаж и стоит в пробке. Автомобили, как ни сложно догадаться, стекаются к театру эстрады «Янтарь холл». По стремительно тающей, хлюпающей наледи крадутся «паркетники» и кроссоверы, на автостоянку очередь, а все, кто не влез на парковку, оставляют машины вдоль дороги. Нарядные посетители преимущественно сорока-пятидесяти лет проходят металлоискатели и выстраиваются к гардеробу. В холле шумно и людно: сегодня здесь выступает певица и автор песен Елена Ваенга, и эта огромная, по местным меркам, площадка, на раз-два заполняется практически без рекламы.

В первой половине «нулевых» Елена Ваенга оказалась одним из исполнителей, пришедших к признанию, славе и полным залам в обход телевидения и радио. Ваенга, Лепс и Михайлов – которыми уже можно обозначать эпоху, трое артистов, о которых страна узнала каким-то невиданным доселе способом. Они будто бы просто возникли в массовом сознании и сразу же, практически одновременно, стали очень популярны и возвестили о пришествии в отечественную музыку поп-шансона. «Мама, папа, познакомьтесь, теперь они будут жить с нами и вы будете постоянно о них слышать», - примерно так это выглядело. Всех троих российские слушатели восприняли как своего рода отдушину в эпоху «Фабрики звезд»: все трое ориентируются на взрослую аудиторию, у всех простые лица «из народа», все исполняют песни о ясных и понятных каждому переживаниях и используют в музыке адаптированные под эстраду шансонные мотивы. Россияне сами вышли на эту музыку, никто их за руку не приводил, и песни вроде ваенговской «Курю» ушли в народ и зажили своей собственной жизнью.

Едва став услышанной, Елена Ваенга мигом удостоилась сравнений с Аллой Пугачевой: точно так же она отыгрывает на сцене образ сильной, независимой женщины, которая поет о женской судьбе и обращается к своим слушателям напрямую, без масок.

«Пришла и говорю», - эта цитата из Пугачевой прекрасно описывает Ваенгу, которая и радость, и тоску в своих песнях изображает с одинаковой прямотой. В отчаянии она курит и обращается к матери, в радости заявляет о ней каждому встречному и желает счастья всему миру, как в песне «Желаю». Главному хиту певицы с припевом «Снова стою одна, снова курю, мама, снова» в этом году исполнится аж восемь лет, но востребованность Ваенги со временем никуда не девается: спрос на честную женскую лирику высок в любое время. «Янтарь холл» заполняют преимущественно ровесницы Елены Ваенги, пришедшие с мужьями, те, кто под мотивы этих песен вспомнит романтику юных встреч и на выдохе про себя пропоет строчки вроде «И опять говорю я глупости, за любовь ты меня прости…»

В фойе «Янтарь холла», меж гардеробов, расположился стол с «мерчендайзом»: в продаже имеются диски и подписанные фотоснимки певицы. По соседству стоят ряды цветов в вазах – желающие в течение концерта подойти к сцене и преподнести певице букет, могут приобрести его тут же. Внутри зрители постепенно занимают кресла зала. «У вас что?» - спрашивает пожилую даму сотрудница театра эстрады. «Вы знаете, у меня балкон, но я очень боюсь высоты», - отвечает та. «Это не ко мне, это к администратору», - пожимает плечами сотрудница. На фоне сдержанного гула рассаживающихся играет убаюкивающий смус-джаз в духе Кенни Джи.

На подсвеченной синим сцене красуется целая груда различных инструментов. Почти четверть всего пространства отдана перкуссии, которой здесь представлено совершенно запредельное количество видов.

К семи часам в зале практически нет пустых мест, примерно двадцать пять минут ждут лишь тех, кто еще стоит в очереди в гардероб. Гаснет свет, на сцену выходят музыканты – одиннадцать человек. Состав стартует с такого же гладкого эстрадного смус-джаза, который тихо играл на фоне до этого: слегка припрыгивающие ударные, фанковый бас, ритмичные духовые. На сцену выходит Елена Ваенга в роскошном объемном платье янтарного цвета, будто бы взятом со съемок высокобюджетной исторической картины. Поклонившись зрителям, певица низким голосом исполняет композицию «Леди Ди», сингл из своего новейшего, десятого уже по счету студийного альбома «New», увидевшего свет в 2015 году. «Успокой меня, мама / Твой сын болен / Открытая рана / Зовется любовью», - выводит она под приджазованный эстрадный поп. В адрес музыки Ваенги часто можно услышать презрительную характеристику «кабак», но если это и ресторанная музыка, то из очень и очень дорогого ресторана, который не экономит на звуке.

На второй композиции к двенадцати артистам на сцене, среди которых три вокалистки, присоединяются еще двое – второй перкуссионист и гитарист. Ансамбль исполняет томный поп-джаз с карибскими духовыми «Номерок». «А я купила жизнь за рубли / Ты знаешь, это не так смешно / Но я прошу тебя – ну помоги / Озвучить роли в немом кино», - поет Ваенга и лихо перемещается по сцене прямо с микрофонной стойкой в руках. Пока певица заигрывает с бэк-вокалистками на сцене, в зале у сотрудницы театра одна из посетительниц спрашивает о продолжительности концерта. «Два с половиной часа с антрактом, - отвечает та. – Но вы же знаете Елену, она может и четыре часа выступать».

Фото: Артём Килькин