Нарисовали – не сотрёшьЧем закончились «Балтийские ландшафты»

Фото недоступно

Подробно об идее международного культурно-образовательного проекта мы писали в прошлом номере. О результатах резиденции «Балтийские ландшафты» её участники отчитались концертом. Музыка создана из записанных на калининградском побережье звуков. Эффект погружения усиливается проецированием на белую стену высокохудожественных, но - в большинстве своём – мрачноватых фотографий, которые были сняты во время работы над аудиовизуальным портретом Янтарного, Зеленоградска и Светлогорска

Мечтательная медлительная зарисовка Сергея Суокаса сменяется тревожным психоделическим индастриалом Тьерри Шаролле, в котором лязг металла перемешивается с бьющейся о борт лодки водой, а на экран и вовсе проецируются вывернутые наизнанку и искаженные небо, моря, облака… Большая часть увиденного и услышанного 15 октября станет основой сайта, который обещает скоро выйти на все экраны гаджетов в ноябре и стать главным результатом резиденции. На протяжении всего полуторачасового концерта-отчета не покидала мысль: если была цель создать туристический продукт для всех, то она не совсем достигнута. «Балтийские ландшафты», скорее, культурное явление для «избранных», и это не недостаток, а достоинство. Просто не стоит выставлять современное искусство такого толка чем-то обыденным и понятным каждому – надо все же объяснять и рассказывать.

Фото недоступно

«Работа в коллективе получилась очень эффективной: побывав в Янтарном, Зеленоградске и Светлогорске, ребята собрали материала более чем на 10 часов, так что самой тяжелой задачей оказалось качественно показать все «сокровища» в полуторачасовом концерте. Помимо изначально задуманного фотоархива, у нас набралась приличная видеотека коротких зарисовок, сейчас думаем, как интегрировать это в сайт. Самым неожиданным и ярким событием был появившийся за один вечер концепт перфоманса от Лорана Питера. Пришел, сказал два слова, нарисовал схему и выдал всем артистам по мелодике. Что из этого получилось – увидите и услышите на сайте, мы смогли всё зафиксировать», – рассказывает куратор проекта Валентина Янсен.

Фото недоступно

По словам организаторов, для швейцарцев проект оказался очень интенсивным – много поездок, нарастающий ритм и высокая степень ответственности перед коллективом. «Командная работа сначала давалась непросто, потому что все артисты – сольные, но потом общая идея объединила резидентов. Больше всего им запомнились, конечно же, женщины-кондукторы в междугородных автобусах», – добавляет Янсен. Параллельно с резиденцией проходил фестиваль «Kaliningrad Music Week», хедлайнером которого стал Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в России коллективов, играющих современный академ. Причем делающих это так, что хочется безостановочно рассуждать о том, что в наше время тоже сочиняется классика. Ей надо просто настояться 100 - 200 лет и стать ею окончательно.

Фото недоступно

Концерт 7 октября в Кафедральном соборе, без ложной скромности, получился уникальным. Не каждый раз МАСМ выступает в церковной акустике c достойнейшим органом под боком. Поэтому и программа была соответствующая. Среди прочего прозвучали «Две симфонические медитации» для органа Оливье Мессиана, соло для органа Арво Пярта «Trivium». Не обошлось и без показательного номера – «Пения птиц» Эдисона Денисова, которое ансамбль часто играет на концертах и всегда по-разному. Импровизация всё же. Отдельной благодарности стоила словесная интродукция директора МАСМ Виктории Коршуновой к каждому из произведений. Ее рассказы, повествующие о композиторах и объясняющие то или иное сочинение, были очень кстати.

Фото недоступно

«Калининград произвел неизгладимое впечатление на нас, мы очень хотим вновь вернуться сюда. Думаю, если принять во внимание расположение области, здесь можно было бы очень эффективно развивать современную академическую музыку. Ведь сегодня это один из главных акцентов в программах международного обмена. Логично было бы, если бы центром подобной музыки стал Кафедральный собор», – считает музыкант МАСМ, флейтист Иван Бушуев.

Фото недоступно

Соединив в единое целое «Балтийские ландшафты» и «Kaliningrad Music Week», организаторы создали по-настоящему важное культурное событие для калининградской осени 2016 года. Концерты швейцарских музыкантов, МАСМ, отчетные мероприятия резиденции, мастер-классы, просмотр фильмов, лекции – в этом круговороте было интересно разбираться и выискивать самое нужное для себя. «Сейчас можно подвести лишь промежуточный итог. В плане событийности резиденция удалась на 100 % – мы представили много форматов, открытых для аудитории. Совмещать это с фестивалем было хорошей идеей, но со своими деталями. Мне кажется, мы изрядно запутали аудиторию в коммуникации, вводя сразу два ярких названия и программу почти на два десятка событий. Но такие вещи корректируются со временем, и все-таки хорошо, когда в городе, особенно не в сезон, идет сразу два оригинальных культурных события», – подводит итоги работа Валентина Янсен.

Фото недоступно

Значит ли это, что стоит ждать продолжения? Конечно, да! Быть может, сайт, который должен появиться в ноябре, в следующем году пополнится новыми портретами нашего побережья и самого Калининграда. Не исключено, что рано или поздно это большая и многослойная работа станет не только своеобразным путеводителем для туриста, но и событием, побуждающим его к нам приехать.

Фото: Юлия Алексеева, Иван Кардашев, Роман Родионов, Антон Шупенько и Дарья Грязнова