«Если бы Америка была свободной, не приходилось бы торговать наркотиками»Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми»

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми»

48-летний музыкант из Денвера, исполняющий акустический корневой блюз, выступил 2 февраля в клубе Kaliningrad City Jazz в рамках своего российского турне. Незадолго до выхода Кори Харриса на сцену «Твой Бро» застал артиста в гримёрке и расспросил о том, как проходят его российские гастроли, почему он не ассоциирует себя с движением Black Lives Matters, узнал о его любимом фильме Мартина Скорцезе, а также выяснил, что если бы Америка действительно была страной социальной справедливости, то трэпа бы не существовало

Высокий Кори Харрис стремительно проходит по залу клуба Kaliningrad City Jazz, виляет между столами по направлению к гримерке и обходит многочисленных занявших их посетителей, ожидающих его выхода на сцену. На музыканте черная пуховая куртка, дреды скрывает яркий высокий тюрбан. В гримерке под курткой обнаруживается серый свитер с приколотым к нему пестрым значком, перед выходом на сцену блюзмен проходится по приготовленной для выступления рубашке утюгом, а затем усаживается пить зеленый чай с лимоном и медом. Во время выступления Харрис будто впадет в транс и, перебирая струны, не будет замечать ничего вокруг: ни снующих по залу официантов, ни перекрикивающих его виртуозное исполнение посетителей концерта. Кори Харрис будет играть каверы на Мадди Уотерса, посвящать композиции Эдварду Сноудену, играть какую-то дивную смесь блюза и регги и демонстрировать безоговорочную преданность искусству. Незадолго до этого он готов порассуждать на самые разные темы.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми»

Как продвигается ваш российский тур? Я слышал, что пару дней назад с вами приключилась авария, автомобиль, в котором вы ехали, перевернулся и улетел в кювет.

Да, ужасный инцидент был. Но нам повезло, все живы-здоровы.

Слава богу. Где это произошло?

Коряжма. Это недалеко от Сыктывкара. Между Сыктывкаром и Архангельском.

Еще мне сказали, что у вас были какие-то проблемы с телефоном.

Ага. Мой телефон взял и умер. Но мне сейчас купили новый, так что я на связи.

Почему вы решили отправиться в российское турне зимой? В это время наоборот все стараются покинуть страну.

Я живу тем, что играю музыку, я еду туда, где работа. Все, на самом деле, проходит неплохо. Это мой второй российский тур, я был здесь два года назад. Люди принимают музыку хорошо. Насколько я могу судить, люди здесь не настолько хорошо знакомы с акустическим корневым блюзом, не знают его так же, как и электрический блюз. Я чувствую, что многие из тех, кто приходит на концерты, слышат эту музыку впервые.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №2

Вы составляете сет-листы для сольных концертов? Или просто исполняете то, что захочется?

У меня есть группа, и вместе с ней я играю другой репертуар и другие песни, которые переаранжированы для коллективного исполнения. Мои сольные концерты довольно сильно отличаются от тех, что с группой. Для таких выступлений я обычно не готовлю сет-листов. Как правило, играю просто то, что приходит в голову. Беру это с купола, как говорится.

Я полистал вашу страницу в Facebook и увидел, что вы делаете очень много постов на тему расизма, являетесь кем-то вроде активиста.

Я бы не назвал себя активистом, я музыкант. Facebook – это просто инструмент самовыражения, через него можно отправлять в мир свои мысли и вступать в диалог с другими людьми.

У вас там есть пост с фразой, которая звучит следующим образом: «Раса – это инструмент, предназначенный для глобального европейского доминирования». Не могли бы вы объяснить, что это значит?

Если вы посмотрите на историю европейских социальных наук, то увидите, что сама идея расы происходит из Европы. Ее придумали в 18-19 веках для того, чтобы обосновать содержание людей в рабстве и для колониального доминирования. Если можно классифицировать людей по кастовому признаку, то можно и сказать: «Я лучше тебя, я могу над тобой доминировать и ты не в состоянии управлять собой сам». Так что если мы посмотрим на историю рас и того, как она развивалась в мире, то увидим, что рабство и колониализм были подкреплены философией расовости. Но все же концепция расы – довольно новая штука. Если вы посмотрите на древний мир – древнюю Грецию, древний Рим, древний Кемет, древний Куш, то там было понимание наследия, культуры, места. Я из этого места, ты из того места, я делаю это, ты делаешь то.

Я разделяю мнение о том, что расы не послужили нам во благо, потому что если вы спросите какого-нибудь ученого, занимающегося социальными науками, то узнаете, что концепция расы не слишком-то хорошо подходит для всего без исключения населения земного шара.

Вам скажут, что есть монголоидная раса, есть негроидная, есть европеоидная. Но это очень не точные термины. В Америке используется термин «европеоидная» (Caucasian, - прим.ред.) для описания людей европейского происхождения. Но здесь, в Европе, это слово означает Кавказские горы, горную систему. И далеко не каждый европеец вышел с Кавказских гор. Не так-то много существует согласия в том, кто к какой расе принадлежит. Эта идея не принесла человечеству ощутимой пользы, даже наоборот, внесла смуту.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №3

Есть еще одна фраза с вашей страницы, которую я бы хотел обсудить. Вы написали: «Если вы верите в расы, значит вы расист». Не противоречит ли она идеям движения Black Lives Matters?

Я не знаю. Я не подписываюсь под Black Lives Matters. Многие черные люди их поддерживают, но также многие не подписываются под ними, и я принадлежу к последним. Но тут такое дело, что английский язык бывает довольно каверзным. Например, если ты подписываешься под учением о коммунизме, то про тебя говорят, что ты коммунист. Если ты подписываешься под либеральными идеями, то тебя называют либералом. Однако существует множество людей, которые разделяют идеи о расе, но, при этом, не являются расистами. И в этом нет смысла, для меня, по крайней мере. Я считаю, что нам, выходцам из Африки, необходимо искать ответы в наших истоках, в Африке, а не поддаваться на кастовую расовую систему.

Если вы сводите людей к расе, вы лишаете их полноты их опыта и полноты их наследия. Можно сказать «белая раса». Но в реальности существует множество разных европейцев по всему свету, и они все очень разные. Есть разные культуры, есть люди, которые выглядят, как белые, но при этом ими не являются. Есть люди, которые выглядят, как черные, но себя черными не назовут. Если вы съездите в Индию, то увидите там людей, кожа которых темнее моей, но спросите их, и вы услышите: «О нет, мы не черные». Своей страницей на Facebook я хочу начать дискуссию и пишу эти посты время от времени просто для того, чтобы люди, которые их прочтут, задумались над идеями, которые мы долгое время принимали, как истину. Но если мы используем эти слова и термины, то нам необходимо их анализировать, препарировать и точно знать, о чем мы говорим. У нас у всех разные наследия, разные культуры и происхождения и, в итоге, мы все неодинаковые. Точно так же, как не все цветы являются розами. И я рад, что в мире есть не только розы, у нас есть разные цветы и можно выбирать, какие тебе нравятся.

Вы смотрели последнюю церемонию «Грэмми»?

Нет, я не смотрю телевидение (смеется).

Вам в принципе не интересны «Грэмми»?

Я думаю, что выиграть премию можно, если ты продаешь много записей. Я допускаю, что есть категории, в которых можно победить, если ты на самом деле заслужил, хорош и профессионален, но чаще всего я вижу то, что если ты приносишь много денег, то тебе дадут «Грэмми».

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №4

Я почему спрашиваю. Вы записывались со столькими артистами и на стольких пластинках, которые были отмечены Американской академией звукозаписи, но при этом никогда не номинировались сами. У вас не возникает чувства, что вас обделили?

Нет, ну что вы. Я вообще, по правде говоря, не думаю ни о каких «Грэмми». Мне не требуется одобрение от системы. Я чувствую, что мое признание исходит от моих предков и от того, что я делаю то, что должен. Просто подумайте о всех великих музыкантах, которых мы все любим и кто никогда не выигрывал «Грэмми». Джон Колтрейн, Чарли Паркер. Можно продолжать бесконечно: Сон Хаус, Чарли Паттон, Деннис Браун. Столько человек! Нам надо перестать думать о том, что если сообщество богатых людей решило, что мы хороши, и вручило нам «Грэмми», то мы вдруг стали признаны. Нам надо самим признавать себя. Если я считаю, что делаю что-то стоящее, то этого должно быть достаточно.

Если уж заговорили о коллаборациях с различными артистами и деятелями искусств, то не могу не спросить вас про несколько ваших самых известных. Как вы оказались в фильме Мартина Скорцезе «The Blues», да еще и стали одним из центральных его персонажей?

Ну, насколько я могу судить, они рассматривали нескольких различных молодых черных блюзменов из Соединенных Штатов и искали кого-то, кто мог бы говорить на французском. Это мой второй язык, я могу с него переводить, так что я подошел. Помимо меня, как я понимаю, рассматривались Элвин Янгблад Харт и Кеб Мо, но потом создатели документального сериала узнали о том, что я раньше жил в Африке и говорю на французском, и это существенно помогло в производстве фильма.

Фильм был снят Мартином Скорцезе, но он на самом деле выступал кем-то вроде исполнительного продюсера. На самом деле, тот эпизод, в котором появляюсь я, был снят человеком по имени Сэм Поллард – чернокожим из Нью-Йорка, работавшем на многих картинах Спайка Ли. «Школьные годы чудесные», «Четыре маленькие девочки», «Толкачи» - он смонтировал все эти фильмы и многие другие. Он был с нами в Миссисипи, он ездил с нами в Мали, проводил с нами каждый день. Мартин Скорцезе, можно сказать, просто поставил свое имя на этот проект.

Сделал его знаменитым.

Именно, он привлек к этому проекту внимание.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №5

Какой у вас любимый фильм Мартина Скорцезе?

Ух… (долго думает) «Бешеный бык».

Ого, немного неожиданный выбор. Почему «Бешеный бык»?

Мне нравится актерская игра. Де Ниро, Джо Пеши. Мне нравятся исторические фильмы. Я не жил в пятидесятые, я родился в конце шестидесятых. И когда я смотрю этот фильм, то будто переношусь в то время. Я очень уважаю Мартина Скорцезе, потому что он делал то, что делал, не требуя признания. Он никогда не был из тех, кто говорил: «Ох, я надеюсь, что мне дадут «Оскара». Он просто хотел снимать хорошие фильмы. Я его как-то спросил о том, почему ему не дают «Оскара», это было еще задолго до того, как он его получил. Он сказал, что это потому что он никогда не ездил в Голливуд просить денег. Голливуд очень не любит, когда ты не едешь к ним и не говоришь: «Пожалуйста, дайте мне денег на мое кино». Он действовал вне Голливуда, точно так же, как и Джордж Лукас. Он работает со своими деньгами, Лукас не едет в Голливуд просить помощи. И я всегда это уважал, он делал все на своих условиях и оставался верен своему искусству.

Как вы очутились на проекте «Mermaid Avenue» с Билли Брэггом и Wilco?

Это произошло благодаря певице Натали Мерчант. В 1996 я выступал у нее на разогреве на нескольких шоу. Билли Брэггу нужен был кто-то, кто умеет играть блюз, и она порекомендовала ему меня.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №6

Вам понравилось записываться в такой компании?

Было замечательно. Мы записывались в Чикаго и в Дублине. Нора Гатри, дочь Вуди Гатри, присутствовала там, я провел с ней много времени и мы много общались, это было потрясающе. Она рассказывала о своей жизни и о том, как жила с отцом. Она говорила, что они предлагали этот проект (на альбоме «Mermaid Avenue» Билли Брэгг и Wilco исполняют песни на неизданные стихи Вуди Гатри, - прим. ред.) Нилу Янгу и Бобу Дилану, но оба боялись за это взяться, потому что преклонялись перед Вуди Гатри. Им было сложно подступиться. Еще Нора рассказывала, что когда Вуди лежал на смертном одре, Боб Дилан приходил его навестить, и это было очень странно. В смысле, когда Дилан только начинал свою карьеру, он был кем-то вроде имитатора Гатри. Он был очень молодой и вел себя, точь-в-точь, как он. И вот лежит-умирает на кровати Вуди Гатри, а тут у нее перед носом маячит молодой еврейский мальчик, который ведет себя, как ее отец (смеется). Да, Нора очень интересный человек, это был замечательный опыт, было очень интересно работать над этим проектом. Здорово, что Нора Гатри была там и, можно сказать, благословила нас на этот альбом.

С кем бы вы еще хотели записаться?

Есть два музыканта, с которыми мы обсуждаем сотрудничество. Одного зовут Баба Сиссоко, он из Мали. Он гриот (представитель отдельной социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников, - прим. ред.), играет на множестве разных инструментов: на перкуссии, гитаре, нгони, поет. Настоящий виртуоз. Месяц назад я гостил в доме у него и его семьи. Мы обязательно будем делать что-то вместе, я им восхищаюсь уже несколько лет. Второго молодого брата, с которым я хочу записаться, зовут Седрик Уотсон. Он из Луизианы, играет на каджунском аккордеоне в стиле зайдеко и еще на скрипке. Тоже потрясающий музыкант. Вот эти двое – те, с кем я в последнее время прямо очень сильно хочу поработать. Вообще, я успел поработать со многими музыкантами из тех, с кем хотел. Я никогда не записывался с Би Би Кингом, но я ездил с ним в турне и я узнал его, как друга. Это замечательно. Также, Тадж Махал. И еще мне посчастливилось записываться с Али Фаркой Туре, что также было здорово.

Что в будущем ждет блюз, как считаете?

Существует два типа блюза. Один, коммерческий, вы видите в музыкальных магазинах, и есть культура под названием «блюз», она не проходит по радарам и в магазинах отсутствует. Например, вы можете поехать в Миссисипи, в Арканзас, Луизиану, и услышать там исполнителей, которые не известны на международном уровне. Они не так известны, как Эрик Клэптон или Роберт Крэй или кто-то типа того. Они больше по части корневого блюза, который не так популярен. Так что я чувствую, что сейчас есть два типа блюза: популярный и есть блюз, про который вы не слышите. И популярный блюз не всегда точно отображает культуру блюза.

Дело ведь не только в музыке. Дело еще и в словах, дело в стиле жизни и в определенном взгляде на вещи.

Я был знаком с одним старым музыкантом, его уже нет в живых. Вы могли его видеть в документалке Мартина Скорцезе, его звали Уилли Кинг. И он там говорит о том, что блюз это целый способ жизни и выживания. Это и фермерство, это значит быть уверенным в себе и уметь на себя полагаться, это значит учить детей, объяснять им их корни, даже уметь консервировать и сохранять еду. Блюз означает не просто играть музыку и петь: «I woke up this morning». Это всего лишь малая часть того, что являет собой эта культура.

Кори Харрис о расизме, Скорцезе и «Грэмми» Фото №7

Некоторые говорят, что трэп – это новый блюз. Что скажете на это заявление?

(смеется) Я не слишком большой фанат трэп-музыки. Я уже старый и не уверен, что сполна ее понимаю. Вы наверняка знаете, что «trap house» – это место, где покупают наркотики. Я предпочитаю обращаться к музыке, которая несет в себе позитив, культуру и жизнь, а трэп – это явление анти-культурное, анти-жизненное. Трэп для меня обозначает в некотором смысле впадение в грех, для меня он ассоциируется с тем, как люди не стремятся раскрыть свой потенциал сполна. И я бы не называл трэп новым блюзом потому что он не слишком коренящийся, понимаете?

Я сомневаюсь, что артисты, которые исполняют трэп, на самом деле знают музыку XX века и историю музыки. Они, скорее всего, считают, что Public Enemy – это «старая школа». Если я хочу иметь отношение к блюзу, то он должен быть укоренен в чем-то глубже, чем последние пять лет. Так что для меня трэп – это такая причуда. Он, безусловно, отражает социальные процессы, реальность, очень много молодежи растет в таком стиле жизни, но для меня он представляется чем-то вроде проблемы. Потому что если бы Америка действительно была страной свободы и справедливости по отношению ко всем своим гражданам, у нас бы не было трэп-музыки. У нас не было бы гетто, людям не приходилось бы торговать наркотиками для того, чтобы выжить, у нас были бы политики, которые бы на самом деле пытались помочь людям. И ничего этого нет, поэтому есть трэп-музыка.

Я заметил на вашем свитере, в котором вы зашли в гримерку, был наколот яркий значок. Можете рассказать, что он обозначает?

Да, это изображение Кинга Эммануэля VII, он верховный жрец обители растафарианства Бобо Ашанти. Я являюсь проповедником Бобо Ашанти. Эта обитель основана на Ямайке, но у них есть филиалы по всему свету: в Сан-Диего, Нью-Йорке, на Карибских островах, в Лондоне, во Франции. Бобо Ашанти есть даже в таких местах, как Япония. Но, как правило, обитель встречается в местах скопления чернокожего населения и там, где люди происходят от африканцев.