Кафедральный обзорТворческая встреча с дирижёром, чемодан Моцарта и другие июньские мероприятия в соборе

Творческая встреча с дирижёром, чемодан Моцарта и другие июньские мероприятия в соборе

«Твой Бро» и Кафедральный собор продолжают совместный проект «Кафедральный обзор». В первый месяц лета посетителей ждёт творческая встреча с главным дирижёром Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимиром Федосеевым, концерт-лекция искусствоведа и скрипача-виртуоза Михаила Казиника и стэнд-ап драма для человеческого голоса и органа. Также «Кафедральный обзор» расскажет о Первом герцоге Пруссии Альбрехте фон Бранденбург-Ансбахе

Лето – время, когда днем лучше всего выбираться из душного плавящегося города на свежий воздух и проводить время на природе. Город в этот период манит вечером, когда раскаленные за день кирпич, стекло и бетон внезапно начинают источать тепло, из-за чего улицы кажутся живыми, загадочными и романтичными. Под заходящее летнее солнце хочется прогуляться, ощутить тепло прогретых за сутки брусчатки и асфальта и почувствовать теплый ночной ветерок, смешивающийся с умиротворенной влагой водоемов. Кафедральный собор, расположившийся на идеальном для таких вечерних прогулок острове Канта, учитывает эти городские особенности и приглашает 11 июня на «Ночь в соборе».

Лето – время, когда днем лучше всего выбираться из душного плавящегося города на свежий воздух и проводить время на природе. Город в этот период манит вечером, когда раскаленные за день кирпич, стекло и бетон внезапно начинают источать тепло, из-за чего улицы кажутся живыми, загадочными и романтичными. Под заходящее летнее солнце хочется прогуляться, ощутить тепло прогретых за сутки брусчатки и асфальта и почувствовать теплый ночной ветерок, смешивающийся с умиротворенной влагой водоемов. Кафедральный собор, расположившийся на идеальном для таких вечерних прогулок острове Канта, учитывает эти городские особенности и приглашает 11 июня на «Ночь в соборе».

В рамках концерта, начало которого заявлено на 21.00, пройдет творческая встреча с народным артистом СССР, художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимиром Федосеевым в романтическом сопровождении солистов оркестра. Владимир Федосеев – один из самых титулованных среди ныне живущих деятелей в классической музыке. Список его званий и наград, опубликованный в «Википедии», включает в себя более 30-ти пунктов. Главным же пунктом его карьеры был и остается Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского - один из лучших оркестров мира. В свое время именно Федосеев и Большой симфонический оркестр открыли миру пианиста Евгения Кисина, скрипача и дирижера Максима Венгерова, скрипача Вадима Репина. «Ночь в соборе» - уникальная возможность пообщаться с выдающимся деятелем классической музыки, настоящим классиком в полном смысле этого слова и услышать Октет фа мажор Франца Шуберта.

Главный концерт месяца состоится в Кафедральном соборе
11 июня в 21.00 - «Ночь в соборе»

 

Не пропустите другие интересные концерты в Кафедральном соборе:

1. «Мистерии органа. Погружение в тайны»
3 июня
Суббота
18.00

Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки и большой эрудит. На сцене Кафедрального собора он выступит в паре с титулярным органистом Кафедрального собора, лауреатом всероссийского и международного конкурсов Евгением Авраменко. В программе прозвучат хоральные прелюдии и ария из сюиты № 3 И.С. Баха, Медитация для органа Jesus accepte la souffrance la transsubstantiation О. Мессиана, Toccata из симфонии № 5 Ш. М. Видора, мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Михаила Казиника – «апостола культуры» и «страстного пророка культуры», как писала о нем шведская пресса, – отличает филигранная работа с аудиторией, уникальный разработанный им метод вовлечения слушателей в процесс лекции-концерта. Свою задачу он видит в умении «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения». По убеждению Михаила Казиника, в результате момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным.

1. «Мистерии органа. Погружение в тайны»3 июняСуббота18.00
Михаил Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки и большой эрудит. На сцене Кафедрального собора он выступит в паре с титулярным органистом Кафедрального собора, лауреатом всероссийского и международного конкурсов Евгением Авраменко. В программе прозвучат хоральные прелюдии и ария из сюиты № 3 И.С. Баха, Медитация для органа Jesus accepte la souffrance la transsubstantiation О. Мессиана, Toccata из симфонии № 5 Ш. М. Видора, мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Михаила Казиника – «апостола культуры» и «страстного пророка культуры», как писала о нем шведская пресса, – отличает филигранная работа с аудиторией, уникальный разработанный им метод вовлечения слушателей в процесс лекции-концерта. Свою задачу он видит в умении «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения». По убеждению Михаила Казиника, в результате момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным.

2. «Чемодан Моцарта. От Маленькой Ночной серенады – до Реквиема»
17 июня
Суббота
20.00

Жанр постановки «Чемодан Моцарта» определен как «стенд-ап драма для человеческого голоса и органа». По сути, это моноспектакль с музыкальным сопровождением, который повествует о неожиданной смерти Вольфганга Амадея Моцарта, взбудоражившей Вену. Автор и исполнитель «Чемодана» — лауреат «Золотого лавра», лауреат Фонда Ирины Архиповой, номинант на «Тэфи» Дмитрий Минченок. Выпускник ГИТИСа, Минченок известен, как автор сценариев для документальных и художественных фильмов. На его счету, среди прочего, поставленная в МХТ пьеса о Моцарте «Концерт обреченных» (режиссер — Юрий Юремин). В «Чемодане Моцарта» в исполнении титулярного органиста Кафедрального собора Евгения Авраменко прозвучат переложения для органа «Маленькой ночной серенады», Dies irae, Tuba mirum, Lacrimosa.

2. «Чемодан Моцарта. От Маленькой Ночной серенады – до Реквиема»17 июняСуббота20.00
Жанр постановки «Чемодан Моцарта» определен как «стенд-ап драма для человеческого голоса и органа». По сути, это моноспектакль с музыкальным сопровождением, который повествует о неожиданной смерти Вольфганга Амадея Моцарта, взбудоражившей Вену. Автор и исполнитель «Чемодана» — лауреат «Золотого лавра», лауреат Фонда Ирины Архиповой, номинант на «Тэфи» Дмитрий Минченок. Выпускник ГИТИСа, Минченок известен, как автор сценариев для документальных и художественных фильмов. На его счету, среди прочего, поставленная в МХТ пьеса о Моцарте «Концерт обреченных» (режиссер — Юрий Юремин). В «Чемодане Моцарта» в исполнении титулярного органиста Кафедрального собора Евгения Авраменко прозвучат переложения для органа «Маленькой ночной серенады», Dies irae, Tuba mirum, Lacrimosa.

Полное расписание мероприятий собора - в нашей афише.

В прошлом «Кафедральном обзоре» мы рассказали о знаменитой Валленродтской библиотеке, в этом выпуске наш рассказ – о Первом герцоге Пруссии Альбрехте фон Бранденбург-Ансбахе, памятник которому установлен возле собора.

В прошлом «Кафедральном обзоре» мы рассказали о знаменитой Валленродтской библиотеке, в этом выпуске наш рассказ – о Первом герцоге Пруссии Альбрехте фон Бранденбург-Ансбахе, памятник которому установлен возле собора.

Альбрехт родился 17 мая 1490 года, происходил из рода Гогенцоллернов и был представителем одного из самых знатных родов Европы. Он приходился родным племянником королям Польши (последовательно занимавшим трон Яну Альбрехту, Александру, Сигизмунду I), а также королю Чехии и Венгрии Владиславу.

Альбрехт был третьим сыном, и родители видели его в духовенстве, однако дали ему также военное и светское воспитание. 1509 году он принял участие в итальянском походе, в котором проявил воинскую доблесть. Вероятно, тогда и определилась его дальнейшая судьба: 13 февраля 1511 года, на двадцать первом году от роду, Альбрехт был избран Верховным магистром Тевтонского ордена.

Дед Альбрехта по матери, польский король Казимир IV, затеял продолжительную войну с Орденом, в результате которой Торуньский мир (1466) сильно ослабил Орденское государство, но не умерил притязаний польской короны. Политики, заинтересованные в прекращении конфликта, надеялись, что дядя с племянником договорятся, и война, начатая дедом, будет завершена внуком. Их ожидания он оправдал. Во время дипломатических поездок по Европе Альбрехт увлекся идеями реформации и с помощью Мартина Лютера нашел неожиданный путь разрешения давнего конфликта. 8 апреля 1525 года был подписан Краковский мир, согласно которому Орденское государство упразднялось. На его месте создавалось светское герцогство Пруссия, подконтрольное на правах вассалитета польской короне. Через месяц, 9 мая столичный город Кёнигсберг приветствовал своего герцога, а 6 июля было официально объявлено о введении лютеранства как государственной религии. Начался новый этап в истории Пруссии. Регион получил новый импульс к развитию в первую очередь за счет веротерпимости и притока протестантов, гонимых за веру во многих странах.

 

Творческая встреча с дирижёром, чемодан Моцарта и другие июньские мероприятия в соборе

Открыв новую страницу в истории Пруссии, герцог всячески способствовал образованию и просвещению: открывал школы, учреждал стипендии, не раз посылал за свой счет способных молодых людей учиться в университеты Германии или Италии, оказывал материальную поддержку ученым, содействовал развитию книгопечатания. В 1523 году по его инициативе открылась первая кёнигсбергская типография. Альбрехт заложил основу государственного книжного собрания, которое пополнялось за счет покупок и даров. Кроме того, книготорговцам было предписано безвозмездно передавать в ее фонды по одному экземпляру каждого издания.

По примеру европейских княжеских дворов, Альбрехт пригласил в Кёнигсберг художников и архитекторов, завёл хоровую и инструментальную капеллы, сам принимал участие в составлении сборников песен и прославился как автор хорала «Всё будет так, как того хочет Господь».

Альбрехт Бранденбургский вошел в историю как один из великих деятелей Северного Возрождения. В его правление были заложены основы экономического, политического и культурного развития Пруссии.

Герцог Альбрехт умер 20 марта 1568 года на семьдесят восьмом году жизни в замке Тапиау и был погребен в почетной усыпальнице Кафедрального собора. К 400-летию со дня рождения Альбрехта по модели профессора Кёнигсбергской академии художеств Фридриха Ройша была создана бронзовая скульптура – парадный портрет герцога в мантии, с церемониальным мечом в левой руке и грамотой о создании герцогства в правой. Памятник установили возле восточного крыла замка, у башни Хабертурм. Открытие состоялось 19 мая 1891 года в присутствии императорской четы. По неизвестным соображениям в 1935 году скульптуру переместили к западному крылу замка, а после войны она вовсе исчезла.

К 750-летнему юбилею города новый памятник герцогу Альбрехту установлен около Кафедрального собора. Это реконструкция работы Ф.Ройша, которую выполнил калининградский скульптор Фёдор Алексеевич Мороз. Памятник отлит в «Кузнице на Печатной» на средства, собранные немецкими общественными фондами. Надпись на пьедестале теперь гласит: «Герцог Альбрехт, основатель Кёнигсбергского университета». Место для памятника выбрано с учетом положения первого здания университета – оно находилось в северо-восточной части острова, за спиной бронзового герцога. Взгляд основателя университета направлен к северной стене Собора, около которой покоятся профессора и главный гений Кёнигсберга – Иммануил Кант.

Следите за «Кафедральным обзором» и событиями в соборе в нашей афише!

Текст о Первом герцоге Пруссии основан на работе историка и исскуствоведа Ирины Кожевниковой

фото: Предоставлены Кафедральным собором

comments powered by HyperComments