Твой ProГраффитист Кирилл Гейнц о деловом подходе к уличному искусству

Граффитист Кирилл Гейнц о деловом подходе к уличному искусству

Продолжая нашу рубрику об интересных профессиях, мы обратили внимание на Кирилла Гейнца, человека, прошедшего путь от простого уличного художника к основанию собственной студии, работающей сразу в нескольких городах. Его работы уже начинают украшать наш город. Тематика некоторых из них - Чемпионат мира по футболу в 2018 году

За несколько лет после легализации стрит-арта волна свободолюбивых художников, так и не ознакомившись с правилами на разрешение нанесения краски куда им вздумается, набрала немыслимые обороты. Доступность средств и места расположения рисунков не ограничивается ничем, кроме закона. Поэтому дабы не вымереть такому своеобразному творчеству, большинство граффитистов создают свои школы и студии, зарабатывая немалые деньги и в то же время обучая молодых и неопытных художников на законных основаниях.

Граффитист Кирилл Гейнц о деловом подходе к уличному искусству

С чего всё началось?

Не могу сказать, когда именно у меня появилась тяга к рисованию. По-моему, она либо есть, либо её нет. Озарение в духе «О, я буду рисовать!» - что-то из серии фантастики. А так я обучался в градостроительном колледже на архитектора, но, отучившись 4 года, осознал, что это не то направление, в котором я хочу в будущем работать. Профессионально граффити я занимаюсь уже 7 лет, а начинал не как профессиональный граффитист, а как любитель. И постепенно, набивая руку, я осознал, что можно разрисовывать не только городские пустые стены, но и украшать чьи-то заведения и даже жилые помещения не за «просто так».

Как и где ты реализуешь свои способности?

Я организовал GZELSTUDIO, где вместе со своей небольшой командой художников и дизайнеров мы предлагаем услуги по художественному оформлению и граффити-дизайну. У нас самые разноплановые заказы - от портретов и эскизов татуировок до больших заказов от министерств и крупных компаний, таких как «ЯнтарьЭнерго». Последние заказывали у нас роспись электроподстанций в тематике к ЧМ по футболу 2018, она находится на пересечении улиц А. Невского и Артиллерийской. С «ЯнтарьЭнерго» мы и дальше будем сотрудничать, вот сейчас разрабатываем эскизы для других подстанций.

Студии находятся в трёх городах – это в Москве, Санкт-Петербурге и в нашем городе. Калининград на сегодняшний день является золотой жилой для граффитистов, в том числе и для меня. Потому что выделяются огромные средства и крупномасштабные объекты под тематическое оформление к ЧМ 2018 именно в стиле стрит-арта.

Кирилл на тяжёлом выдохе признаётся, что, имея у себя в подчинении сформированную и сплочённую команду, на которую, грубо говоря, он как начальник может свалить всю работу, он всё равно не делает этого. И работает с 5 часов утра вплоть до 11 часов вечера на объектах. Потому что «стимул к развитию находится очень далеко от лени». И мы с ним, безусловно, согласны.

Кирилл на тяжёлом выдохе признаётся, что, имея у себя в подчинении сформированную и сплочённую команду, на которую, грубо говоря, он как начальник может свалить всю работу, он всё равно не делает этого. И работает с 5 часов утра вплоть до 11 часов вечера на объектах. Потому что «стимул к развитию находится очень далеко от лени». И мы с ним, безусловно, согласны.

В какой-то момент я перерос возраст, что «ай, дайте мне поверхность, я хочу её раскрасить, мне некуда деть свои руки». Меня теперь больше интересует развитие студии, её расширение и, конечно же, успех. Да, это коммерция, деньги и прочие прелести результата работы с заказчиком, но согласитесь, что без определённых финансов довольно-таки трудно подняться на призовое место, откуда на меня будут смотреть потенциальные заказчики, пытаясь дотянуться до моих услуг.

Конфузы с заказчиками бывают или нет?

Конечно, да. Потому что в 95 % на практике заказчик рад и доволен окончательным результатом моей работы. А вот с остальными 5 % я могу так и не найти общий язык. В эти 5 % входят также люди, которые не понимают стрит-арт. Нет, не потому что они какие-то плохие и не готовы к неординарному подходу в оформлении городского стиля. Я не приверженец советского кубизма, в отличие от тех, кто только за голые и однотонные стены. Но я не думаю, что разрисовывать любой пустой угол уместно. Чистая поверхность - не всегда чистый холст.

Я не буду браться за рисунок, если вижу, что на объекте, куда меня привозит заказчик, он не требуется. Потому что те деньги, что получишь, не пойдут в сравнение с тем, что ты можешь испортить.

Расскажи про свой подход к клиентам.

Люди разные, желания разные, объекты по масштабу тоже разные. Отношение к каждому заказу индивидуальное. То есть когда тебе звонит заказчик и объясняет своё желание, при встрече ты понимаешь его суть уже в другом ключе. На объекте она проявляется в третьем ключе. Так что тут главное - совместить красоту, желание заказчика и необходимость рисунка вообще. Конфузы случаются, и виной тому могут послужить самые разные факторы: качество поверхности, погодные условия, непредвиденные изменения в желаниях заказчика и т. д.

Коммерческий дизайнер, как называет себя Кирилл, не должен жить по правилу, что «я художник, и я так вижу». Прежде всего – это довольный клиент. И если клиент просит переделать работу в 19-й раз – ты должен её переделать, чтобы не просто получить деньги, но и получить хвалебный отзыв, а также рекомендации.

Коммерческий дизайнер, как называет себя Кирилл, не должен жить по правилу, что «я художник, и я так вижу». Прежде всего – это довольный клиент. И если клиент просит переделать работу в 19-й раз – ты должен её переделать, чтобы не просто получить деньги, но и получить хвалебный отзыв, а также рекомендации.

Заказчики разные – от самых консервативных, которые приносят свой эскиз, и ты рисуешь только с его эскиза, до круглых, которые вообще не знают, что хотят, но им нужно раскрасить стену. Не могу выделить заказчиков, с которыми лучше всего работается, но, наверное, это те, у которых уже есть представление того, что они хотят.

Вот на конкретном примере рассказываю. Пару лет назад я оформлял одно очень большое здание, и так получилось, что я работал через третьего человека. В ходе работы мы не оговорили одну очень важную деталь, как соблюдение фирменного цвета и стиля. Я этого не сделал, на что первое лицо, так сказать главный заказчик, оказался недоволен и сказал: «Переделывай абсолютно всё». Я хоть и не из тех, кто боится дать отпор, но не стал делать этого, несмотря на крики и оры со стороны заказчика. А закончилось всё тем, что я вложил свои 20 тысяч в проделанную работу, а 20 тысяч со стороны заказчика не получил. Обидно.

Помимо оформления студий и зданий, Кирилл так же пишет портреты. 3 года назад его пригласили в качестве художника на «Французскую ночь», которую устраивал БФУ им. И. Канта. По плану он должен был раскрашивать стену, однако в последний момент организаторы поменяли его роль граффитиста на роль художника, а ля Винсент Ван Гог. Желающих приобрести портрет себя студенты выстроились в огромную очередь, и, чтобы успеть нарисовать всех, он выбрал технику «speed paint» с уклоном в шарж. Не все остались в восторге от портретов, однако за ночь он нарисовал около ста портретов.

Для любого граффитиста необходим определённый инструментарий, который обезопасит его от внешних повреждений. Он должен иметь респиратор, обязательно, чтобы краска не попала в дыхательные пути. Комбинезон и старые ненужные ботинки, дабы обезопасить свои новенькие Vans`ы. Перчатки и страховку, если ты работаешь на высоте. А из краски, то для разных видов граффити свой вид краски. Для «теггинга» – маркер, чтобы удобнее было оставлять свою подпись. Для «бомбинга» лучше аэрозольную краску и побольше, ведь для бомберов важно не качество рисунков, а их количество. Для «скрэтчинга» достаточно точильного камня, им удобно выцарапывать рисунки на окнах

Видов граффити действительно очень много, их все не пересчитать и не описать. Каждый второй граффитист – это школьник-любитель, поэтому встретить качественный стрит-арт довольно-таки затруднительно. Его делают достаточно образованные молодые люди, по коммерческим заказам. Ведь стрит-арт - не дешёвое занятие, одна банка аэрозольной краски стоит 290 рублей от топовой испанской марки MTN 94. А на ту площадь, на которой Кирилл нарисовал рисунок, ушло около 8 банок краски + валик + 3 банки акриловой краски для фона.

Видов граффити действительно очень много, их все не пересчитать и не описать. Каждый второй граффитист – это школьник-любитель, поэтому встретить качественный стрит-арт довольно-таки затруднительно. Его делают достаточно образованные молодые люди, по коммерческим заказам. Ведь стрит-арт - не дешёвое занятие, одна банка аэрозольной краски стоит 290 рублей от топовой испанской марки MTN 94. А на ту площадь, на которой Кирилл нарисовал рисунок, ушло около 8 банок краски + валик + 3 банки акриловой краски для фона.

Сейчас стрит-арт старается популяризировать наболевшие проблемы человечества, в сфере политики, экологии, социальной жизни. И делает это ярко, броско и запоминающе. Нужно давать пространство для самовыражения всем, у кого есть конкретная цель, и, как говорит Кирилл, «не байтите, творите сами»!

Читайте также предыдущий выпуск рубрики «Твой Pro» – как работает и сколько получает реставратор.

Фото и видео: Александра Колотыгина