«Вчера я убил свою мать»Калининградский писатель Марк Перовский в 17 лет создал роман-провокацию

Калининградский писатель Марк Перовский в 17 лет создал роман-провокацию

Марку Перовскому 20 лет. За это время он написал семь книг, стал звездой писательского сервиса Wattpad, где его экспериментальный роман «Мёртвые цветы» прочитало полмиллиона человек

Свою последнюю книгу со скандальным названием «Вчера я убил свою мать» издал всего три года назад. Как он всё это успел, зачем написал роман про убийство матери и о чём будет следующая книга после трёхлетнего перерыва, — всё это Марк рассказал в интервью «Твой Бро». 

Рубрику ведет писательница Кристина Бурнашова, автор Telegram-канала «Пруст посоветует»

Как получилось, что ты в 20 лет успел написать семь книг? Причём каждая страниц по 200-400.

Скажу больше того: я написал их за год, в период с 16 до 17 лет. На самом деле писательство занимает не так уж много времени. Смог найти баланс, успевал учиться, гулять и придумывать истории. Неважно, что я делал и во сколько вернулся домой, — у меня была железная установка писать минимум две тысячи слов в день. Если начал — доведи до конца. Если ты не написал главу сегодня — завтра напиши две. Садился вечером или ночью и писал каждый день от четырёх до десяти страниц.

Я прочитала две твои книги — «Вчера я убил свою мать» и «Свинцовые облака», обе они довольно мрачные. Это твоя отличительная черта?

Мама говорит, что свой первый рассказ я написал в семь лет, — он про мужчину, который стоял на крыше, хотел сброситься вниз и разговаривал с толпой, обвиняя её в глупости. Сам не понимаю, как можно написать такое в семь лет. Это очень странно даже для меня, но именно с этого всё и началось. И да, все мои книги такие.

О чём твоя первая осмысленная работа?

Это был фэнтези-роман «Видишь тьму, демон?», классическая история на 400 страниц о человеке, внутри которого живёт демон. Главной целью героя было избавиться от него, и для этого он искал камень желаний. Меня до сих пор удивляет, как я смог свести все сюжетные линии, хотя сейчас понимаю, что книга получилась детская, наивная, я её больше никому не показываю. Но в то время завёл страничку на писательском сервисе Wattpad, роман прочитали 10,5 тысячи подписчиков — для меня это огромная цифра.

Ты заранее продумываешь сюжет и структуру историй?

Всё идёт само. Понимаю, что надо структурировать, но у меня не получается. Чисто на энтузиазме пишу, импровизирую.

Столбы моих ценностей и моральных устоев начали рушиться всё сильнее. Они ещё были крепки, но стоит мне сделать ещё несколько неверных шагов, и всё рухнет, а вместо меня появится дурная сущность, человек, которому чужды чувства.

«Свинцовые облака»

Ты отправлял книги в издательство?

Нет. Всё думаю, что могу написать ещё лучше, ещё осмысленней, и тогда уже отправлю. Хотя «Вчера я убил твою мать» мне и сейчас нравится, спустя три года. Открываю её на телефоне, перечитываю любимые главы и думаю: «Хорошо!» Но чаще у меня бывает настроение «я недостаточно хорош». Издал книгу самостоятельно, но наибольший резонанс она получила в сети — на Wattpad её прочитали 22 тысячи человек.

Как так получилось, что роман «Мёртвые цветы» прочитали полмиллиона человек?

Это моя самая популярная работа. Решил написать её как эксперимент, хотел уместить целую историю, используя буквально пару предложений, в главу. Так вышло 200 глав. Они короткие, но ближе к концу книги становятся больше. Удивительнее всего, что это мой первый (и пока что последний) опыт в написании книги о гомосексуальных отношениях.

Писал её, пока лежал в больнице в 16 лет, и там всё довольно-таки по-детски и как-то даже несерьёзно выглядит, но исходя из количества прочтений и лайков, могу сказать: опыт вышел удачным. Может быть, когда-нибудь ещё напишу что-либо подобное, но пока хочу переключиться на что-то более по-человечески внутреннее, на личностное восприятие мира и самого себя в контексте существования как ячейки общества и внесения своего вклада в жизни других.

Калининградский писатель Марк Перовский в 17 лет создал роман-провокацию

Тираны в семье, физическое наказание и выбор не быть жертвой

Раз уж ты сам перешёл к этой книге, мне не терпится задать вопрос, который ты слышал, наверное, сотни раз — почему в названии герой убивает свою мать?

Каждый, кто читает книгу, спрашивает меня об этом. Название действительно провокационное. Но решил, что не буду его менять, — лучше пусть люди будут спрашивать, почему книга так называется, а я сто раз буду объяснять, чем никто вообще спрашивать не будет. Да на самом деле никто там не убивает свою мать — это название-обманка, чтобы люди так думали. Смысл-то не в убийстве. Это моё видение проблемы отцов и детей, раскрытие проблемы абьюза в семье. Тема щекотливая, опасная, не все готовы принимать, что такое бывает. Считается, что нужно любить своих родителей, что бы они ни делали. Но я хотел показать: это не так. Ты не обязан любить своих родителей, если они причиняют тебе только боль.
Для протокола — это не имеет к моей жизни никакого реального отношения.

Если это не имеет отношения к твоей жизни, почему тебя интересует тема насилия в семье?

У меня в окружении есть близкие люди, у которых случались моменты физического, эмоционального, социального — почти все виды семейного насилия. Видел, чувствовал и знаю, как это работает. Но в моей семье всё хорошо, с мамой прекрасные отношения, она у меня золотая женщина, и я обожаю её всем сердцем.
Это роман-метафора на современные отношения в семьях. Многие боятся говорить на эту тему, потому что у нас преобладает дискурс «Люби своих родителей такими, какие они есть». А я попытался его разрушить. Книга — исключительно про то, как вижу проблему абьюза.
Главному герою 17 лет, мне, когда я писал книгу, было столько же, поэтому придумал героя-сверстника. Хотел со своей колокольни посмотреть на проблему, вжиться в роль человека, живущего с абьюзерами. Только когда абьюзеры — твои родители, сделать ты ничего не можешь. Ты в клетке семейных уз и традиционных ценностей.

Но там у тебя вообще по хардкору — откуда ты взял подвал для физического наказания? Как тебе это пришло в голову в 17 лет?

Думал, что может быть хуже, чем просто обидные слова. Говорить «придурок», «урод» каждый из нас может. Это не столько семейная проблема, потому что в обществе физическое насилие более наказуемо и порицаемо, а матом у нас три четверти страны ругается, ничего в этом такого нет. Выбрал жестокое наказание с ограничением на передвижение и нарушением права на частную жизнь. Специально делал всё утрированно и максимально наглядно.

И в доме с тех самых пор воцарилась тишина. Хотя этим словом трудно описать, как было странно ощущать себя отрезанным от всего мира и его звуков весенней оттепели.

«Вчера я убил свою мать»

Почему ты сделал тираном мать? Ведь классически тиран — мужчина в семье.

Классически — да. Но вообще не люблю классическую тему, пытаюсь от этого отходить, делать что-то новое. Хотел показать, что бывает по-разному, поэтому выбрал семейную модель, где главная мать, а отец — тряпка. К тому же часто бывает, что в семье именно мать проявляет агрессию больше отца, я знаю много семей, где женщины очень жестоки к детям, мужу, своим и его родителям. Это всё нерешённые проблемы, непережитые обиды. Все проблемы взрослых идут из детства. Мать-тиран в книге — это обычная женщина, которая зла на детей, потому что они отняли её мечты. Но она не понимает, что сама себя заперла в клетке.

А твоя мама читала книгу? Что она сказала?

Читала, ей понравилось. Мама мониторит всю мою писательскую деятельность, поддерживает очень. Всё нормально, она понимает прекрасно, что книга раскрывает другую сторону жизни. Это не про неё, а про жизнь.

У тебя показано два пути решения проблемы — сестра Лейла бросает семью и сбегает устраивать свою жизнь, а главный герой Билл остается, чтобы защищать младших братьев, но жертвует собой. Что важнее — принести себя в жертву или следовать своей дорогой, принеся в жертву другого?

Нет понятия правильно и неправильно. Каждый выбирает свой путь. Есть два пути решения проблемы — кто-то хочет уничтожить систему, в которой живёт, а кто-то от неё убегает и отгораживается.

Ты бы сам какой путь выбрал?

Честно? Это будет минута откровений. Я бы очень хотел поступить, как Билл, но скорее всего, поступил бы, как Лейла. Когда писал книгу, так точно. Но сейчас мне уже 20 лет, и молчать бы уже не смог. Поспорил бы с матерью.

Калининградский писатель Марк Перовский в 17 лет создал роман-провокацию Фото №2

Как написать книгу на спор, за неделю, о море, если ты его не видел

Как долго ты писал «Вчера я убил свою мать»?

Неделю. Сидел и просто писал, по две-три главы в день. Книга пришла сама, снизошла на меня как наваждение. Сначала хотел написать вторую часть, но потом решил оставить — история в принципе закончена, а высасывать из пальца не по мне. Собираюсь писать только о том, что хочу сказать, из-под палки не могу работать. Если только пообещал себе, что напишешь, — значит, надо писать. Но когда ничего не идёт в голову, а ты думаешь: «Ну надо, надо» — не получится, ничего не выйдет путного.

В жизни ты совсем не похож на человека, пишущего про жестокость.

Всегда был очень спокойным, поэтому весь свой гнев сублимировал в литературу, и у меня уже ничего не оставалось. Вместо того чтобы выливать на окружающих, создавал книги.

Как вообще получилось, что ты начал заниматься литературой?

На спор. Мне было 16 лет, мы говорили с приятельницей о литературе, и я обмолвился, что хочу написать что-нибудь серьёзное. И она взяла меня на слабо.
У меня уже была идея первой книги и экспозиция, но никак не мог начать.

И что за книга получилась на спор?

Она называлась «Маяк». Интересно, что действие происходило на территории Калининградской области, хотя тогда я ещё здесь ни разу не был и даже не думал переезжать. Мне пришлось много документов перелопатить, выдумал город на косе, не претендуя на историческую достоверность. Писал месяц-полтора, страниц 200 вышло. Но когда дошёл до половины, понял, что не хватает конфликта. Книга сама по себе хорошая, чувственная, и концовка получилась грустная, бьющая под дых. Но не было конфликта, а он нужен. Без него людям никак: интересно наблюдать за противостоянием одной силы против другой. Завершил книгу, прошёл день, и начал писать второй том — «Китобой», там уже была более осмысленная концепция. Книга оказалась в два раза больше. Тогда мне хватило сил её закончить, я её дописал и уже подумал, что хватит. Для меня всё в ней заканчивается смертью героя.

Все зрители конфликта отвлеклись от своих дел и теперь вновь наблюдали за этой мизансценой: два человека неистово буравят друг друга взглядами из-за догадок.

«Свинцовые облака»

Почему ты перенес действия в Калининград, если никогда здесь не был?

На Медузе в 2016 году нашел очень хорошую статью про чёрных копателей. Как живут охотники за янтарём, как протекают их дни. Там были чёрно-белые фотографии моря, и эти образы отложились у меня в голове. Понял, что действие «Маяка» будет разворачиваться в маленьком приморском городке. Там происходят локальные истории, но локальность не умаляет их значимость, потому что такие истории происходят с каждым из нас.

В книге «Вчера я убил свою мать» вообще очень явно чувствуется присутствие моря.

С морем у меня особые отношения, эта стихия близка моему сердцу. Может показаться, что я сноб, многие пишут про море, потому что это загадочно и романтично. Но это стандартный образ, а когда ты вложишь в него что-то своё, оно может стать персонажем книги. Поэтому и переехал сюда — из-за моря. У нас в Тольятти только Волга, большая река, но всё равно виден другой берег. А море… оно реально большое. Сразу чувствую величину мира, насколько он огромен по сравнению с человеком. Когда смотришь на море, становится понятно — всё, что ты делаешь, важно только в масштабах твоей микровселенной. А твои проблемы между людьми, как пела Эльза: «Отпусти и забудь». Нельзя постоянно хранить обиды и злобу, это бесполезно. Когда смотрю на море, чувствую его силу, хочу иметь такую же внутреннюю силу, как у него. Поэтому оно почти в каждой книге фигурирует. Мне ещё нравятся горы, но в горах я никогда не был, а очень хотелось бы поехать, чтобы потом иметь возможность о них рассказать.

Но ведь когда ты писал «Маяк», ты и моря не видел тогда?

Но Балтику я как-то сразу почувствовал. Сразу понял, насколько это меланхоличное место.

Какие писатели на тебя повлияли?

У меня два любимых писателя. Эрих Мария Ремарк, у него всё очень чувственно, он меня так вдохновил, даже не могу описать его вклад. И Чарльз Буковски. Это гений. Он свой стиль называл «грязный реализм», мне понравилось с первых нот. У него простой, живой язык. Думаю, это то, что нужно.

У меня есть правило — не перечитываю книги, потому что знаю, чем всё закончится. Но «Хлеб с ветчиной» перечитывал трижды.

«Чувствую в себе запал — кажется, подожги ещё больше и будет пожар»

Какие у тебя писательские планы?

Несмотря на трехлетний перерыв, не забросил писательство и не планирую его забрасывать. Мне есть что сказать. Сейчас каждую ночь лежу и думаю над одной идеей, у меня вырисовываются диалоги, описания, начало книги. Уже начал диктовать себе некоторые абзацы. У меня до сих пор сохранилось подростковое буйство, чувствую в себе запал — кажется, подожги его ещё больше и начнётся пожар.
Сейчас бы писал проще. Вижу, что было слишком вычурно, нереалистично. Нужно диалоги иначе делать — в реальной жизни так не разговаривают. Конечно, если совсем как в жизни писать, получится несвязная речь, всё равно нужно добавлять литературность в диалоги, без слов-паразитов. Хотя в качестве конструкта личности можно ввести и слова-паразиты, ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы все герои так не разговаривали.

И не все понимали, что навсегда — это действительно вечность. Жизнь не даёт поблажек, иначе бы половина умерших давно воскресла.

«Свинцовые облака»

О чём будет твоя следующая книга?

Хочу рассказать историю о том, как человек внезапно осознаёт, что он никто и ничего не сделал. Он должен будет переосмыслить и поменять всю свою жизнь, чтобы не остаться никем и не сгинуть в забвении. Рабочее название «Лимбы», собираюсь провести героя через чистилище. Хочу, чтобы и меня не просто помнили как человека, который существовал, а как того, кто что-то сделал. Мне кажется, что писательство — одна из тех вещей, она как раз про это «что-то». Важно быть кем-то, быть счастливым. Но когда ты сияешь чуть ярче остальных, это не вопрос превосходства, а вопрос следов — кто-то идёт в чистой обуви, а кто-то нет. Я бы предпочел идти так, чтобы от меня что-то осталось.

Сейчас Марк Перовский учится на втором курсе факультета журналистики, хочет вести свой подкаст и готовит к выпуску инди-поп альбом под псевдонимом CLAWKID.

СПИСОК КНИГ:

1. Маяк
2. Маяк: Китобой
3. Пепел и кости
4. Чего хочет бог
5. Свинцовые облака
6. Бездна
7. Вчера я убил свою мать