Виктор БобковДуховой оркестр — это особая нация
- эксклюзив
- 05 мая 2021
Директор Калининградской областной филармонии имени Светланова о попсе, головной боли руководителя и дирижёрской палочке, улетевшей в зал
В этом году открылся 30-й юбилейный фестиваль «Янтарное ожерелье»6+. Чем собираетесь удивлять искушённого зрителя?
Фестиваль — долгожитель, и полагаю, что не всегда нужно гоняться за какими-то новинками. Вызывает гордость то, что он существует столько лет и по-прежнему востребован. Фестиваль зарекомендовал себя высочайшим составом исполнителей и разнообразием жанров. Мы стремимся показать всю широкую палитру современной музыки.
Фестиваль открыло выступление Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. Вы ранее заявляли, что довольно непросто привезти коллектив такого уровня в Калининград. В чём сложность?
Огромный перечень организационных проблем: это практически целый рейс на самолёте. И, кроме того, что, допустим, летит 80 человек музыкантов, у них ещё есть инструменты, на которые нужно покупать отдельные билеты. Крупные они с собой не везут, мы здесь им предоставляем, они высылают райдер, что им нужно для исполнения той или иной музыки, но каждый музыкант стремится не расставаться со своим родным инструментом. И, конечно, есть еще целый ряд разнообразных согласований.
Вообще никуда не кладёт?
Никогда. У замечательного скрипача Павла Милюкова скрипка Страдивари, и он её нигде не оставляет. Более того, мы тщательно обсуждали место проживания артиста. В приоритете — удобный для репетиций и безопасный гостиничный номер. Это тоже не так просто организационно.
Одним из специальных гостей фестиваля станет актриса Валерия Ланская. Какая у неё роль в предстоящем концерте? Там предусмотрено какое-то театральное шоу?
Один из концертов мы будем проводить в «Янтарь-холле». Это не академическое выступление, а настоящее костюмированное шоу, где наши артисты перевоплотятся в персонажей фильмов. Валерия Ланская как приглашённая звезда тоже примет участие в программе и исполнит песни из полюбившихся кинофильмов вместе с нашими «звёздами» в сопровождении прекрасного духового оркестра.
Почему сегодня фестиваль имеет международный статус?
Несмотря на объективные причины в этом году, фестиваль можно назвать по-прежнему международным, потому что в программе будет звучать музыка разных стран.
Несмотря на то, что на фестивале можно увидеть известных российских музыкантов, цены на билеты довольно демократичны и зачастую начинаются с 300-500 рублей. Как это сказывается на окупаемости фестиваля?
В этом смысле, конечно, окупаемости нет. И вообще академическая культура в этом смысле никогда не была прибыльной. Тут прибыль совершенно другого полёта. И конечно, нельзя не сказать о партнёрах, оказывающих нам финансовую помощь. Фестиваль пройдёт при поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», а также Министерства по культуре и туризму Калининградской области.
В мае во время фестиваля состоится концерт, посвящённый 30-летию духового оркестра филармонии, где вы будете дирижировать. Для вас это особенное выступление?
Все выступления особенные, не бывает каких-то проходящих, где можно допустить небрежность или не отдавать все свои силы. Конечно, это некое подведение итогов, и весьма положительных. За 30 лет оркестр очень вырос в профессиональном плане. Его возможности настолько высоки, что мы исполняем музыку не только прикладную, которая писалась для духового оркестра. Мы в состоянии поднять очень сложные оперные полотна и мюзикл тоже, а он заслуживает особенно внимательного отношения при исполнении. Наш оркестр в творческом плане способен играть любую музыку, и очень убедительно.
Зачем оркестру, собственно говоря, играть любую музыку? Он же исключительно в своем жанре существует.
Могу объяснить. Ничто так не повышает уровень исполнительского мастерства артистов, как то, что они играют высокую серьёзную музыку. К примеру, Моцарт или Чайковский написали партитуру со скрипичной группой, их ничем не заменишь. Но у нас скрипки нет, в духовом оркестре другие деревянные инструменты, поэтому сыграть такое непросто. И благодаря этому оркестр просто растёт. В дальнейшем несвойственную для духового оркестра музыку он исполнит уже с лёгкостью. К нам приезжали солисты очень высокого уровня: из Мариинского театра, из Большого театра, из нью-йоркского Метрополитен-опера, и другие прославленные зарубежные исполнители. Знаменитая звезда Моника Макдональд выступала с нашим духовым оркестром и была в восторге. Она сказала — скрипки даже не нужны, музыка Верди звучит так великолепно, что не подкопаешься.
А современную американскую музыку оркестр смог бы исполнять? Например, Майли Сайрус. Или у вас такие композиции отторжение вызывают?
Вы знаете, нет отторжения. Может быть, плохо написанная симфония и шедевр из какой-то маленькой миниатюры, песни, отрывка или современного мюзикла. Это вполне может быть сносно. Поэтому здесь нет никаких ограничений.
Речь даже о популярной музыке?
Конечно, в любом жанре есть свои достижения. Нельзя сказать, что только симфония — это замечательно, а если попса, то уже нет. Ничего подобного. И более того, все эти жанры обогащают друг друга. Попса, думаете, родилась сама по себе в подворотне? Всё началось еще с Вивальди, с композиторов Средневековья. Поэтому нет ощущения, что это музыка второго сорта. Безусловно, существует музыка, которую так только называют, а в реальности она ею не является.
Что вы имеете в виду?
У меня окна выходят во двор банка. И вот сюда каждое утро подъезжает молодой человек в машине, из которой гремит музыка. Я удивляюсь, как от грохота автомобиль ещё не развалился на мелкие кусочки. Это не музыка, а что-то на уровне папуасов, никогда не знавших нотной грамоты. Музыка — совсем другое. Шостакович говорил, что она как ничто другое воздействует на психику человека и во многом определяет его характер и поступки. И здесь нужно очень сильно фильтровать, какую музыку мы слышим. Даже когда ты едешь в маршрутке, а водитель поставил композицию и считает, что она должна нравиться всем. Дело вкуса, но я не хочу её слушать и не хочу, чтобы он навязывал мне свой вкус.
Можете вспомнить какую-либо необычную историю или казус, произошедший с оркестром?
Да, иногда происходят казусы на сцене. Мы все живые люди: бывает, кто-то чуть опоздал с вступлением. В общем, как правило, такого характера. Но не потому, что есть халатное отношение. Просто, такое в любом коллективе может произойти, даже самого высокого уровня. Ещё случалось, что у меня дирижёрская палочка улетала из рук в зал.
А в приметы перед выступлениями ваши музыканты верят?
Наверное, музыканты — народ не очень суеверный. Хотя могу назвать одну примету, которую позаимствовали из драматического театра. У них если актёр роль, которую он готовит, уронил на пол, то он её плохо сыграет. Чтобы этого не случилось, нужно листок положить на стул и посидеть на нём. То же самое с нотами. Если музыкант уронил их, чтобы у него всё получилось с его партией, нужно на них посидеть.
И кто-то у вас так делает?
Делает, конечно. И тут ещё надо сказать, что сам коллектив уникален по своим добрым человеческим отношениям. Вообще духовой оркестр — это особая нация. Ведь его работа — не только творческий, но и огромный по напряжению физический труд. Вот вам приходилось костёр разжигать или печку? Через сколько секунд начинает голова кружиться? А оркестранты часами дуют и извлекают звуки, стройные по своей интонации. И чтобы играть в ансамбле, ещё надо чувствовать своего коллегу. В любом оркестре самые дружные — духовники. Это особая спайка, солидарность. Все чего-то ссорятся, мирятся, а они всегда рядом и друг друга выручат, подменят. И никогда не подведут.
В одном из интервью десять лет назад вы говорили, что в отличие от России на Западе нередко филармонией управляет художественный руководитель. И что руководить филармонией у нас — это сплошная головная боль потому, что нужно контролировать хозяйственные вопросы, взаимодействовать с властями, зрителями, гастролёрами. Сегодня головной боли не стало меньше?
Нет, наоборот, стало больше, потому что есть объективные обстоятельства, никуда от этого не денешься. Мы испытываем затруднения в наличии высококвалифицированных исполнителей на отдельных музыкальны инструментах. Сравнивать с западными филармониями, может быть, действительно не стал бы — некорректно. Везде есть свои традиции, но главное — мы должны сохранить преемственность поколений для поддержания высокого имиджа российской культуры.
Что вам приносит больше удовольствия: дирижировать оркестром или управлять филармонией?
Конечно, работать с оркестром, потому что я музыкант. Когда получаешь результат, который тебя устраивает, то понимаешь: у тебя и коллектива совесть чиста. Это приносит огромное удовлетворение. Если говорить про руководство филармонией, есть такая старая русская поговорка: «Тяжела ты, шапка Мономаха». К тому же существует принцип: кто, если не ты? Для меня творчество — отдушина и спасение от тех негативных моментов, которые иногда присущи нашей сложной директорской работе.
Фото: Александр Матвеев