Потребность рассказывать историиИнтервью с калининградскими сценаристками

Интервью с калининградскими сценаристками

Альфред Хичкок говорил, что для того, чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Предвкушая бум отечественного сериалостроения, о котором так много говорят в последнее время, «Балтийский Бродвей» поговорил с четырьмя сценаристками из Калининграда и узнал, как они попали в профессию, что им удалось воплотить, в какие темы доводилось погружаться, а также какие работы они считают лучшими в истории кино

Как оказывается, сценаристом вполне возможно стремительно и даже как бы случайно.

— В январе этого года, посмотрев сериал «Ваша честь» с Олегом Меньшиковым, я написала у себя на странице с соцсетях: «Отлично закручен сюжет, так и хочется пойти в сценаристы». И уже на следующий день, составляя афишу Калининграда, я нашла сразу две сценарные комнаты: в ГЦСИ и в арт-пространстве «Сигнал». Я выбрала сценарный курс Ольги Даниловой, выпускницы ВГИКа, автора множества снятых фильмов и сериалов, — делится редактор Фонда креативных индустрий «Креспектива» Ангелина Анишина.

Три лучших сценария по версии Ангелины Анишиной:
— «Апокалипсис», режиссёр Мэл Гибсон, сценарий Мела Гибсона и Фархада Сафиния (2006);
— «Перо маркиза де Сада», режиссёр Филип Кауфман, сценарий Дага Райта (2000);
— «Ваша честь», режиссёр Константин Статский, сценарий Максима Романцова, Алексея Безенкова и Екатерины Мавроматис (2021).

Три лучших сценария по версии Ангелины Анишиной:— «Апокалипсис», режиссёр Мэл Гибсон, сценарий Мела Гибсона и Фархада Сафиния (2006);— «Перо маркиза де Сада», режиссёр Филип Кауфман, сценарий Дага Райта (2000);— «Ваша честь», режиссёр Константин Статский, сценарий Максима Романцова, Алексея Безенкова и Екатерины Мавроматис (2021).

Наталья Приходько, также занимавшаяся у Ольги Даниловой, пока себя сценаристом в полном смысле этого слова не называет, так как у неё ещё нет снятых киносценариев. Но есть написанные работы, а также опыт участия в кинофестивалях и форумах. Их сов-местный с Ольгой Даниловой проект «Придурки» стал победителем питчинга первого Международного кинофестиваля детско-юношеских фильмов «Мир чудес», в котором участвовало более 70 кинопроектов из нескольких стран.

— Это общечеловеческая, добрая киноистория которую мы делаем для молодого поколения с целью сохранения веры в чудо и воспитания веры в себя. В подростковом возрасте у многих проявляется уязвимость, неуверенность в себе, которые могут сохраняться долгие годы, тем более если ты — человек с особенностями. Фильм же показывает: когда эти ограничения находятся у тебя внутри, тогда они проявляются снаружи, а если ты позволил себе быть собой, то мир тебя в этом поддерживает. «Не ждите чуда — чудите сами!» — главное послание фильма. Потому что настоящее чудо творим мы сами и это внутреннее преображение человека и его силы духа, — объясняет она идею короткометражной картины.

До этого Наталья Приходько осуществляла адвокатскую и предпринимательскую деятельность. В настоящее время ведёт частную психологическую практику и креативное наставничество для творческих проектов. Она считает, что в мире кино её жизненный опыт оказался чрезвычайно полезен.

— Каждый фильм — это истории людей, меняющие наше восприятие, а порой и жизнь. У меня есть уникальная компетенция: умею быть наблюдателем и слышать человека. Глубоко понимать, о чём истории людей за пределами событий. Видеть мотивы поступков с точки зрения личности, души, творческого потенциала. Когда я занималась историями людей в качестве психолога и адвоката, то увидела закономерности развития этих историй. Они оказались такими же, которые отражены в пути героев любого художественного произведения. Поэтому у меня есть живая потребность выразить эти наблюдения в киносценариях, чтобы зритель мог узнать себя и получить некий путеводитель в решении своих жизненных, творческих и мировоззренческих задач, — говорит Наталья.

Три лучших сценария по версии Натальи Приходько:
— «Окно во двор», режиссёр Альфред Хичкок, сценарий Джона Майкла Хейса и Корнелла Вулрича (1954);
— «Три тысячи лет желаний», режиссёр Джордж Миллер, сценарий Джорджа Миллера, Аугуста Гора и Антонии Сьюзен Байетт (2022);
— «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, сценарий Владлена Бахнова, Леонида Гайдая и Михаила Булгакова (1973).

Три лучших сценария по версии Натальи Приходько:— «Окно во двор», режиссёр Альфред Хичкок, сценарий Джона Майкла Хейса и Корнелла Вулрича (1954); — «Три тысячи лет желаний», режиссёр Джордж Миллер, сценарий Джорджа Миллера, Аугуста Гора и Антонии Сьюзен Байетт (2022);— «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, сценарий Владлена Бахнова, Леонида Гайдая и Михаила Булгакова (1973).

Вместе с Ольгой Даниловой она посетила в этом году 45-й Московский международный кинофестиваль, и на обратном пути, вдохновившись, они решили делать картину, которая ответит сразу на несколько вызовов. Помимо того, что это важная инклюзивная история, «Придурки» призваны способствовать развитию регионального кинематографа: в фильме планируется показать много туристических видов, а работать над ним собирается калининградская команда. Сейчас идёт период предпродакшна фильма: кастинг актёров, поиск локаций, договорённости по ним, сбор съёмочной группы. Съёмки назначены на конец августа. Выход в свет планируется после 24 февраля следующего года, и создатели уже работают над тем, чтобы проект превратился в альманах из нескольких короткометражных картин.

45-й Московский международный кинофестиваль

45-й Московский международный кинофестиваль

Елена Саморядова начинала не со сценарных курсов Ольги Даниловой, но тоже работала с ней — приходила на первое занятие к ученикам и рассказывала, как можно зарабатывать на навыках, которые они получат на курсах. Сама она долгое время работала радиоведущей, затем музыкальным редактором и продюсером интернет-проектов на московских радиостанциях. В какой-то момент Саморядова ушла с радио и начала заниматься маркетинговыми коммуникациями большого видеопортала. В процессе работы она вспомнила о детской мечте работать в кино. В тот момент была возможность совмещать работу и учёбу, и она отправилась в киношколу агентства CINEMOTION.

— У меня был короткий курс, буквально один год. Вообще все основы можно прочитать в учебнике по телевизионной драматургии за неделю. На занятиях тебе всю теорию дадут за месяц, и это ещё если очень медленно разжёвывать. А дальше ты один на один с профессией, потому что она осваивается на практике. Ты переписываешь сценарий под задачу, — говорит она.

Кадр из сериала «Обратная сторона Луны»

Кадр из сериала «Обратная сторона Луны»

Когда Саморядова искала работу, именно написанный во время учёбы сериал помог ей найти первый заказ. Впрочем, воплотить в жизнь удалось немногое: на телеканале «Домашний» выходил сериал «Академия», для которого Елена написала несколько серий. Также она работала в авторской группе, которая написала второй сезон «Обратной стороны Луны». Все остальные работы, по её словам, отправились в корзину.

— Это обычная история, но от этого она не становится менее болезненной. Это был один из факторов моего выгорания. Для сценаристов важно быть востребованным и видеть результат своих трудов. И поэтому очень важно балансировать, заниматься чем-то ещё, потому что если у тебя нет больших важных работ, которые тебя содержат, то ты можешь оказаться в очень сложной жизненной ситуации, — говорит она.

Три лучших сценария по версии Елены Саморядовой:
— «Наследники», шоураннер Джесси Армстронг (2018–2023);
— «Друзья», шоураннеры Марта Кауфман и Дэвид Крейн (1994–2004);
— «Побег из Шоушенка», режиссёр Фрэнк Дарабонт, сценарий Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга (1994).

Три лучших сценария по версии Елены Саморядовой:— «Наследники», шоураннер Джесси Армстронг (2018–2023);— «Друзья», шоураннеры Марта Кауфман и Дэвид Крейн (1994–2004);— «Побег из Шоушенка», режиссёр Фрэнк Дарабонт, сценарий Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга (1994).

Закончив карьеру сценариста, Елена переехала обратно в Калининград и начала писать пьесы.

— Мне больше нравится быть драматургом, чем сценаристом. Это совершенно другой контекст, ситуация, когда ты здесь и сейчас должен заинтересовать зрителя, у которого только сцена, актёры и не самые интересные спецэффекты. В кино гораздо больше возможностей, чтобы увлечь зрителя. Но в театре ты можешь гораздо больше, как драматург.

Сама Ольга Данилова, организовавшая курсы, которые объединили всех героинь, тоже вошла в профессию довольно спонтанно.

— Я окончила судостроительный факультет в КТИ (ныне КГТУ. — Ред.), потом служила на Северном флоте прапорщиком в дивизии палубной авиации, в батальоне связи. У меня уже было двое детей, мне было 30 лет, но я всегда чувствовала, что в моей жизни обязательно должно произойти что-то невероятное. И тут в наш гарнизон с родителями приехала 20-летняя девушка, которая училась на первом курсе ВГИКа. Я тогда как раз написала свой первый рассказ и решила показать ей. Она сказала, что мне надо поступать во ВГИК на сценарный факультет, — вспоминает Данилова.

Девушкой, давшей судьбоносный совет, оказалась Елена Цвентух — ныне известный продюсер и сценарист. Она же дала Ольге Даниловой журнал, в котором та впервые увидела, как выглядит написанный сценарий. Данилову приняли во ВГИК сразу на второй курс, откуда она выпустилась в 1996 году.

— Там училось много людей моего возраста. Людям совсем без жизненного опыта там сложно: для того, чтобы что-то писать, нужно, чтобы тебе было что рассказать, — говорит Ольга.

Три лучших сценария по версии Ольги Даниловой:
— «Почему женщины убивают», шоураннер Марк Черри (2019–2021);
— «Тутси», режиссёр Сидни Поллак, сценарий Мюррэя Шисгала, Барри Левинсона, Роберта Гарленда и других (1982);
— «Вампиры средней полосы», шоураннер Алексей Акимов (2021–…).

Три лучших сценария по версии Ольги Даниловой:— «Почему женщины убивают», шоураннер Марк Черри (2019–2021);— «Тутси», режиссёр Сидни Поллак, сценарий Мюррэя Шисгала, Барри Левинсона, Роберта Гарленда и других (1982);— «Вампиры средней полосы», шоураннер Алексей Акимов (2021–…).

Ей вторит Елена Саморядова, которая отмечает: чем увлекательнее и интереснее складывается жизнь у пишущего человека, тем больше шансов, что и его творчество будет разнообразнее. Кроме того, любой писатель или сценарист, так или иначе, пишет о себе.

— Крайне редко встречаются гениальные люди, которые могут сидеть безвылазно дома и творить что-то невероятное и прекрасное. И лучше всего мы работаем с тем, что нас цепляет. Если нас что-то «триггерит», как принято сейчас говорить, то в истории сразу возникает много энергии и много желания с этим разобраться, — говорит Саморядова.

Сейчас, спустя почти тридцать лет, у Ольги Даниловой 16 снятых проектов, среди которых как полнометражные картины, так и сериалы. Также она возглавляет представительство Союза кинематографистов по Калининградской области. В качестве члена союза её вместе с Натальей Приходько пригласили на ММКФ. После этого у Ольги родилась идея по уже имевшемуся у неё сценарию снять фильм о людях с особенностями, который теперь воплощается в жизнь.

На вопрос о том, приходилось ли ей для написания какого-либо сценария глубоко погружаться в тему и что-то серьёзно изучать, Данилова отвечает положительно. Для комедийного сериала «Мины в фарватере» о трёх молодых друзьях-лейтенантах, служащих в Южном море, ей приходилось нанимать консультанта, которого она опрашивала про тральщики и мины.

— Но найти консультанта непросто: нужен человек, который сможет хорошо рассказать. Есть такие, которые хотят рассказать всё от и до, а тебе надо, чтобы герои просто по-птичьи говорили и чтобы зритель понимал, что мы что-то в этом понимаем. Мы же пишем не документальную историю и нас больше интересуют отношения героев. А всё остальное происходит на фоне, — объясняет Ольга Данилова.

Кадр из сериала «Мины в фарватере»

Кадр из сериала «Мины в фарватере»

Переключившаяся с написания сценариев на создание пьес Елена Саморядова вспоминает: когда ей нужно было написать пьесу по Канту, она работала с калининградским кантоведом Валентином Балановским и кантолюбом Ольгой Дмитриевой. Интервью с ними легли в основу текста.

— Получилась пьеса, в которой Иммануил Кант выглядел не винтажно, а актуально в контексте какой-то современной истории. Получилось достаточно интересно: в прошлом году была читка, отбирали эту пьесу на семинар Союза писателей Москвы, потом она ещё засветилась в паре конкурсов, — говорит Елена.

В этом году Ольга Данилова провела сценарные курсы в «Сигнале» на восемь занятий. Пять занятий спустя четверо студентов Даниловой поехали на Всероссийский конкурс среди сценаристов «Метод». Студенты ездили на неделю в Москву и представляли свои работы.

— «Метод» погрузил нас в креативную среду, где мы общались с авторами разных уровней и жанров, а главное — с креативными продюсерами крупных российских кинокомпаний и платформ. Это помогло улучшить наши проекты и узнать много нового о профессии, — рассказывает Ангелина Анишина. — Моим наставником был креативный продюсер и сценарист онлайн-кинотеатра PREMIER Алексей Сашин. Мало того, что он докрутил драматургию моего сценария, так ещё и назвал мои сильные стороны: журналистский опыт даёт понимание структуры материала, не позволяет нарушать дедлайны, а также обязывает писать грамотно.

Калининградские сценаристы на конкурсе «Метод»

Калининградские сценаристы на конкурсе «Метод»

Поданная буквально в последний момент сценарная заявка Ангелины, наряду ещё с четырьмя студентами Даниловой, вошла в шорт-лист «Метода». Идея игрового фильма про реальную калининградскую художницу Виту Плавшич вошла в сотню лучших из 10 000 отправленных заявок. Сейчас её сценарий о художнице рассматривает продюсерский центр Натальи Приходько.

— Если звёзды сложатся, то скоро увидим кино на экране. Для начинающего сценариста важно иметь фильм-визитку для продвижения в индустрии, — подытоживает Ангелина.

Калининград каждая из сценаристок видит как подходящее место для работы, хоть и со своими оговорками. Ангелина Анишина считает, что город даёт возможность учиться и погружаться в киносреду: посещать форум регионального кинематографа «Новый вектор», фестивали короткометражного кино «Короче» и «Креспектива Фест», где можно тренировать насмотренность и знакомиться с нужными людьми из индустрии. Наталья Приходько уже планирует большой проект, плотно связанный с Калининградом и направленный на развитие местной киноиндустрии. Елена Саморядова нашла в родном городе единомышленников на театральном поприще и в драматургии. При этом она отмечает, что в профессии бывают моменты, когда лучше находиться «там».

— Если ты работаешь в формате writers room, когда несколько сценаристов сидят в одной комнате и разгоняют историю до синопсиса каждой серии, то нахождение в Калининграде является серьёзным препятствием. Потому что ты должен быть там, где все. По «зуму» можно много чего сделать, но восемь человек в «зуме» — это ад. Личное взаимодействие решает, особенно в таком деле, как история. Но если проект большой, то там и деньги другие — от 400 000 руб. за серию. Думаю, за такие гонорары человек найдёт возможность доехать до Москвы и поработать, — говорит она.

Фестиваль «Короче»

Фестиваль «Короче»

Сценарист Ольга Данилова считает, что самое главное в этом деле — это хотеть учиться и писать.

— У нас проблема в том, что многие хотят снимать кино, но никто не хочет писать сценарии. Почему на сценарном факультете ВГИКа почти нет деток-конфеток и прочей золотой молодёжи? — задаётся вопросом Ольга. — Это труд. Встать за кинокамеру или сесть в режиссёрское кресло гораздо проще, чем заставить себя писать. Вот даже у меня были курсы: сначала пришли человек 15. Из них осталось восемь, которые реально хотели этим заниматься.

Она вспоминает, как на курсах появилась девушка, которая заявила о том, что она режиссёр, отучившись всего каких-то пару недель.

— Таких людей очень много, — говорит Данилова. — Мои курсы — это тоже не ВГИК, я не даю никаких дипломов. Они просто могут простимулировать человека куда-то поступить и учиться дальше. Это толчок, первый шаг к профессии.


Фото: Ирина Бризетко, из архива героев