Хореограф Александр МогилёвЕсли понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник

Если понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник

С 19 по 21 мая в Калининграде пройдёт первая региональная программа крупного фестиваля русского современного танца «ПРОБА №». Начавшийся как эксперимент в 2017 году проект сразу получил отклик в танцевальной среде. Сегодня «ПРОБА №» — это масштабная арт-площадка, объединившая творцов русского современного искусства. Мы поговорили с директором фестиваля Александром Могилёвым о будущем фестивале, психологии танцев и о том, почему эмоции важнее слов

Александр Могилёв
Ведущий хореограф шоу «Танцы на ТНТ» и «Новые ТАНЦЫ»
Победитель проекта «Танцуй» на Первом канале
Член жюри проекта «Большие и Маленькие» на телеканале «Культура»
Балетмейстер столичных театров
Основатель школы и системы обучения танцу •ЭТО ЛЮДИ•

Александр МогилёвВедущий хореограф шоу «Танцы на ТНТ» и «Новые ТАНЦЫ»Победитель проекта «Танцуй» на Первом каналеЧлен жюри проекта «Большие и Маленькие» на телеканале «Культура»Балетмейстер столичных театровОснователь школы и системы обучения танцу •ЭТО ЛЮДИ•

— Когда мы придумали название для фестиваля, мы держали в голове, что пробой называют репетиции, кастинги в творческих профессиях. Но и это же проба пера, и знак качества. Наши фестивали нумеруются, и каждый год мы номер меняем, чтобы совершенствоваться и дойти до 925-й пробы, а то и дальше! Это такое повышение ценности современного танца. Сейчас в Москве идет «ПРОБА № 6» (12+). Обычно мы с разных городов собираем все сливки современного танца, лучших танцовщиков. Но решили, почему это не сделать на выезде? Калининград для нас станет первым городом, в который мы выезжаем из Москвы. Так что это будет «ПРОБА Калининград» (12+).

А каков вообще современный танец?

У многих людей нет понимания того, что современный танец вообще существует. Для многих он так и остаётся в формате «Танцев на ТНТ» и различных подтанцовок на сцене, кто-то ещё знает «Тодес». Это неплохо, но ведь есть современный формат театрального танца, от которого можно получить не меньше удовольствия, чем от драматического спектакля или классического балета. Я многие годы пытаюсь объяснить людям, что современный танец может быть очень разным и что на него можно и нужно ходить в театр. Он доступен и понятен, это не обязательно что-то ультрасовременное и авангардное, когда зритель приходит и не понимает происходящего.

В рамках фестиваля в Калининграде мы делаем вечер современной хореографии «Камерно и обсуждаемо». Показываем миниатюры, а после показа зрители их обсуждают с авторами и танцовщиками. Зачастую человек приходит, ему нравится, но какие-то вопросы остаются и их можно задать. Эта образовательная составляющая важна, там мы воспитываем зрителя.

Вы как-то сказали: «Танцевать и понять танец может любой, нужно лишь открыться ему». А как открыться? Тут есть какие-то правила?

Нельзя себя ограничивать — вот самое простое и одновременно самое сложное правило. У каждого современного хореографа и танцовщика есть свой язык, на котором он разговаривает со зрителем. Совет – прислушиваться к телесному отклику, потому что мозг часто мешает пониманию танца. Когда древние шаманы танцевали и входили в транс, то они завораживали присутствующих. Ощущение разговора тела и души нужно почувствовать, нужно быть открытым к этому новому.

Если понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник

Есть выражение: «Танцуй, как будто тебя никто не видит». Согласны с ним?

Когда ты – танцовщик, ты не можешь игнорировать зрителя. И вообще, мы не можем вести себя, не обращая внимания на то, что за нами наблюдают. Но ощущение того, что ты должен особенно выглядеть и особенно вести себя — это умение быть естественным, доверять своему телу и знать, что ты хочешь сказать. Не выдумывать лишнее, лишь бы понравиться. Тут есть тонкая грань: танцевать так, не потому что тебя никто не видит, а потому что ты честен с собой.

Я как-то, лет в 13, остался один дома и вот так танцевал, что сильно подвернул ногу. Но постеснялся сказать, что это случилось в танце. Почему люди часто стесняются себя, когда они танцуют?

Мы недооцениваем то, насколько мы прекрасны изначально. Мы пьём чай, идём, открываем дверь — это естественные движения. Танцевать, выражать свои мысли жестами — это тоже естественно.

Мой опыт говорит о том, что понимание красоты — это субъективная вещь. Например, у меня в классах нет зеркал, и эта безоценочность важна. Не нужно сравнивать себя ни с кем, не нужно стесняться. Не надо стремиться к какой-то выдуманной красоте. Не в этом удовольствие танца.

Есть язык тела и естественная любовь к танцу. Человек слышит любимую песню, начинает качать головой, стучать пальцами и в итоге танцует. Все вечеринки заканчиваются танцами. Любая радость заканчивается танцем. Футболист забивает гол и исполняет танец победителя. Студент сдал экзамен и на мгновение он становится счастлив и его тело танцует, выражая это счастье.

Так делают дети: органично, естественно, хотя их никто не учил.

Да, маленький ребенок первым делом пытается все потрогать, показать, разговаривая жестами. Он познает мир через движения. Смотреть на танец всегда приятно, это всегда откликается. Весь современный танец строится на естественности и природности.

Если человек готов танцевать свободно перед кем-то, то это говорит об уровне взаимоотношений, открытости, доверия. Как думаете?

Танец – это способ общения с миром. Если твои мысли и эмоции не помещаются в слова, то танцуй! Есть телесные практики и контактная импровизация, когда люди, часто вообще не знакомые друг с другом, соединяются и танцуют вместе. Я сейчас не про бальные танцы, а про другое. Есть принципы, когда тело может перемещать другое тело, взаимодействовать и разговаривать в контакте. Это такая же импровизация, как в диалоге перейти с русского на английский. Мы продолжим общаться и понимать друг друга.

Если понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник Фото №2

Вообще, конечно, танец — это же терапия?

Всегда терапия. Некоторые эмоции невозможно выразить словами, а иногда и не нужно. Станцевать их проще, чем проговорить. Иногда выразить себя через тело — это мощнее. Говорят, нельзя в себе всё сдерживать, а нужно все высказывать. Я предлагаю высказываться танцем. Это гораздо экологичнее. Танцем ты точно никого и никогда не обидишь. Наконец, твое тело будет в хорошей форме. Вообще в танцах одни плюсы.

А что есть танец с точки зрения психологии?

Разговор с самим собой. Танец — это всего лишь координация души и тела. Когда ты танцуешь, ощущаешь радость, эйфорию и удовольствие. Именно это сложно почувствовать в других вещах. Это медитация, когда ты погружаешься в состояние «здесь и сейчас». Когда ты танцуешь, уже не существует ни времени, ни окружающих, никаких социальных рамок. Ты в моменте!

Я знаю одну замечательную девушку, которая готова лететь в другой город на интенсив-занятия танцами. Не только потому, что ей нравится, а ещё потому, что танец ей помогает понять себя.

Так и есть. Зачастую люди перед уроком задают вопросы и в течение занятия возвращаются к ним. Вопросы могут быть совершенно любыми: «Стоит мне заняться этим делом?», «Ехать или нет?», «Начать или не надо?», «Отпустить или нельзя?». И эти вещи решаются сами собой. Ведь любому ответу нужно время и действие. Ответы складываются из многих маленьких частиц. А чтобы ответить на сложные вопросы, человеку нужно очиститься и меньше думать о лишних вещах. Во время танца эта «шелуха» отпадает, ты становишься «чистым», вот тогда к тебе и приходят ясные мысли.

Выражение «Танцуй пока молодой» у многих в голове засело и человек думает, что ему уже поздно заниматься. Это же ошибка?

Ощущение того, что когда-то может быть поздно – страшное заблуждение. У условных взрослых, кому больше 18, в голове: «Я на шпагат не сажусь, колесо делать не умею и в мостик не гнусь. Как же я пойду заниматься?». А ведь это последнее, о чём танцовщик думает. Нужно понимать, зачем тебе это. Если танцевать Зигфрида в Большом театре — то да, в 40 лет поздно. Но идти в современные танцы или научить свое тело двигаться, найти сообщников — совсем не поздно. Многие начинают танцевать в 35, 40 и 50. Некоторые — чтобы просто похудеть или реализовать мечту детства. Почему нет? Распробовав, понимаешь, что без танца жить невозможно.

Если понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник Фото №3

Мне кажется, в наших городах не хватает танцев. Даже в советские годы эта культура была.

Я над этим бьюсь даже в Москве. И хотя в парках танцуют пожилые люди, молодые люди очень стесняются своего выражения в теле. Как будто бы нужно сильно состариться, чтобы тебе было уже плевать, что о тебе скажут, и только тогда ты начинаешь относиться к жизни по-честному. Или, как мы говорили, это ребенок, который не беспокоится о социальном укоре и взглядах со стороны.

Йога у нас в стране прижилась — когда идешь по парку, где люди занимаются йогой, ты уже внимания не обращаешь. 10 лет назад начинали бы вызывать полицию и говорили бы, что собрались сектанты. С танцами все сложнее. Мы два года подряд делали перформансы и мастер-классы на улицах. Как только ты начинаешь танцевать, на тебя начинают смотреть косо. Если ты кого-то начинаешь приглашать потанцевать, то это сразу отказ: «Нет, это не для меня». Хотя разницы между йогой, бегом, штангой и танцами я не вижу. Это такая же физическая активность, только ещё замешанная с психологией, духовностью, эмоциональностью и невероятным удовольствием.

Наверное, это всё ещё вопрос времени и принятия общества.

Хочется верить, что это так. Что пройдёт время и люди будут заниматься осознанным танцем и всем будет хорошо. Но пока приходится «причинять людям счастье». Хотя они всегда потом благодарны. Ни одного неблагодарного не было. Даже те, которые утверждают: «Меня привели, я сам не хотел», в итоге счастливы и говорят: «Какой же я дурак, раз думал, что танец — это не для меня».

Давайте разберёмся. Есть художник, он может изобразить дом или подсолнухи в кувшине. Актёр играет роли. Танцовщик в этом же ряду? Можно станцевать кувшин с цветами?

Я могу станцевать любую вещь, чем и собираюсь заняться на спектакле в Калининграде. Маленький спойлер — я станцую папин свитер. Если понадобится, я могу станцевать и телефонный справочник. Танцовщик выходит на сцену и разговаривает со зрителем на изысканном, профессиональном языке, который несёт идею и мысль. Он наряду с актёрами, артистами балета, художниками. Он тоже творец.

Есть понятие синестезия, когда человек может видеть музыку, слышать цвет. Танец близок к этому. Ты можешь увидеть в танце, как выглядит музыка. Можно станцевать любую идею. Я люблю обращаться к вещам, которые тяжело описать. У меня есть постановка «Поцелуй». Поцелуй — это мгновение, а эмоций много, особенно если это первый поцелуй. Я говорю «первый поцелуй», это всего лишь два слова, а значений, эмоций и смыслов в этом — множество. У меня был челлендж — поставить номер про впечатления и ощущения. То есть нет сюжета и драматической линии, но ты смотришь на танцующую пару и понимаешь, что это ощущение от поцелуя.

Если понадобится, я могу станцевать хоть телефонный справочник Фото №4

В Калининграде в рамках фестиваля зрители увидят за один вечер два интересных спектакля. Один из Москвы, мой спектакль «ЭТО всего лишь вещи», понятный для любого зрителя, в том числе и для детей. Это история о том, как мы относимся к вещам, о том, насколько мы захламили себя ими. На сцене — почти 300 кг вещей, одежды, обуви, разных предметов. Нужно ли от этого всего избавляться или каждая вещь для нас хранит какую-то помять? Девочка касается какого-то платья или другой вещи, в которой хранится так много смыслов и так много тайн! То, как она в нём двигается, как к нему относится — это что-то означает. Вот о чём современный танец. В моём спектакле мне важно не разрушить четвёртую стену, о которой все говорят, а сделать так, чтобы каждый зритель увидел себя, мог бы спроецировать впечатление на свою жизнь, через образ получить эмоцию, которая у каждого своя. В этом вся прелесть.

Второй спектакль, который мы покажем в драмтеатре, — концептуальный спектакль Stay Solo из Санкт-Петербурга. Это работа прекрасных хореографов Ольги Васильевой и Елены Чуриловой. Спектакль завораживает, потому что ты смотришь и не понимаешь, как люди двигаются и как это вообще возможно. Будет очень красиво, а я всегда говорю, что танец нужно чувствовать, а не понимать. Зачастую не столь важно пытаться разобраться в сюжете, а важно почувствовать то, что пытался сказать автор.


Фото: Ольга Михайлова, Олеся Сипович, Мария Хуторцева