Кафедральный обзорВокальные фокусы, музыка на воде, Бах и его 11 сыновей, а также открытие малого зала

Фото недоступно

«Твой Бро» и Кафедральный собор продолжают совместный проект «Кафедральный обзор». В августе калининградцы и гости города смогут посетить концерт обладателя самого высокого голоса в России, стать свидетелями завораживающего дуэта органиста и художника техники эбру, а также увидеть стэнд-ап драму для голоса, скрипки и органа

Этим холодным летом только и разговоров о погоде. Летний сезон 2017 года не соответствует представлениям подавляющей части калининградцев об этой поре, многие переживают разочарование. Можем только посочувствовать: сами в такой же ситуации. Но поможем советом: перемещайтесь с залитых дождями грядок и туманных сырых пляжей в концертный зал с многовековыми высокими сводами и манящим полумраком. Когда подводит погода, музыка – лучший спутник. И вот они - лучшие концерты в соборе.

13 августа
Воскресение
19.00
«Фокусник вокала»

Сергей Сорокин – востребованный артист в мире отечественных мьюзиклов. На сцене Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье» он исполнял роли Ринуччо в опере Пуччини «Джанни Скики», Бильбо Бэггинса в мюзикле «Хоббит», Принца Эдуарда в опере Подгайца «Принц и нищий», играл в «Вестсайдской истории», «Красавице и чудовище». Его резюме насчитывает десятки работ в различных театрах, большая часть постановок – музыкальные. Уникален голос Сорокина. Он насчитывает пять октав, занесен в книгу рекордов России и считается самым высоким в стране. Это позволяет артисту исполнять одновременно и мужские, и женские партии, как в «коронном номере» Сергея Сорокина - знаменитом дуэте Кристины и Призрака Оперы, который он поет за обоих персонажей. В Кафедральном соборе Сергей Сорокин выступит под аккомпанемент титулярного органиста, лауреата международных конкурсов Мансура Юсупова. Артист исполнит произведения Э.Л. Уэббера, И.С. Баха, арии из знаменитых мюзиклов «Призрак Оперы», «Иисус Христос — суперзвезда», «Джекилл и Хайд». Тажке программа включает в себя музыку Европы и американского континента, спиричуэлсы и госпелы.

20 августа
Воскресенье
19:00
«Музыка на воде»

Слово «эбру» произошло от персидских слов «об» (вода) и «ру» (на), которые сложились в «обру» - «на воде». Позже слово было адаптировано турками и приведено в нынешний вид. Эбру – техника рисования на воде – искусство сложное, хрупкое и недолговечное, но каждый раз уникальное и неповторимое. Между рисунком на воде и музыкой напрашиваются параллели. Звук, резонирующий с пространством, в котором он издан, существует только здесь и сейчас, чтобы им насладиться, необходимо его застать, присутствовать при нем. Точно так же и рисунок на воде – это живопись, в которой процесс играет первостепенную роль, ее необходимо увидеть в момент создания. В рамках концерта «Музыка на воде» прозвучат произведения Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, К. Сен-Санса, С. Франка и Ш.-М. Видора в исполнении титулярного органиста Кафедрального собора, лауреата всероссийского и международных конкурсов Евгения Авраменко. Чувственные романтические пейзажи в технике Эбру под нее продемонстрирует художница Наталья Андрусова.

Фото недоступно

25 августа
Пятница
19:00
«Бах и его одиннадцать сыновей»

Продолжается цикл стэнд-ап драм из серии «Частная жизнь шедевров» в Кафедральном соборе. Исполнитель моноспектаклей – Дмитрий Минченок, лауреат премии «Золотой лавр», лауреат премии Фонда Ирины Архиповой и Владислава Пьявко, номинант премии ТЭФИ, драматург, сценарист и рассказчик. Новая постановка Дмитрия Минченка повествует об Иоганне Себастьяне Бахе и его одаренных сыновьях, многие из которых не уступали в мастерстве своему отцу и также стали выдающимися музыкантами. В концерте участвуют Елизавета Акбалькан (скрипка) и титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международного конкурсов Евгений Авраменко.

Фото недоступно

С 1 августа Кафедральный собор открывает для показа малый зал

Это бывшее заалтарное пространство с восстановленными надгробиями герцога Альбрехта Бранденбургского, его первой жены Доротеи и второй жены Анны-Марии, литовских князей Богуслава и Анны-Марии Радзивиллов. Попасть в малый зал можно только в сопровождении экскурсовода. Экскурсия включает осмотр большого (органного) и малого залов. Экскурсии будут проходить ежедневно, начало в 10.00 и 13.00, продолжительность - 30-40 мин. Посетители услышат увлекательный рассказ об истории собора и его новой жизни, органах, крестильной капелле, эпитафиях заалтарного пространства и витражах.

Стоимость билета: 200 руб. (взрослые), 100 руб. (школьники и студенты), фотосъемка включена. Билет на органный мини-концерт в 14.00 приобретается отдельно.

В прошлом «Кафедральном обзоре» мы рассказывали о памятнике Юлиусу Руппу – университетскому преподавателю, теологу и общественному деятелю, члену прусского парламента. В этом мы расскажем о самом сакральном месте Кафедрального собора – заалтарном пространстве, ставшем малым залом.

По канонам архитектурной планировки, заалтарное пространство располагалось на востоке собора. Восход солнца в христианской традиции - символ возрождения, воскрешения. Именно в заалтарном пространстве хоронили самых именитых представителей власти. Отсюда возникло еще одно название этого места - «княжеский склеп».

Перед входом в заалтарное пространство располагался главный алтарь собора. Его художественное оформление отражало историю собора, библейские сюжеты, композиция была многоплановой. Пол перед алтарем был украшен мозаикой в виде большой розы - символа Девы Марии. И сейчас на том же самом месте можно увидеть мозаичную розу, которую воссоздали в ходе общих реставрационных работ, начавшихся в 1990-х.

Алтарь был выполнен из дерева мастерами резьбы по рисункам известного художника Лукаса Кранаха и его учеников. В центре алтаря, в богато украшенной нише, восседал Бог Отец в короне и с державой, над ним хор трубящих ангелов. С двух сторон располагались апостолы, слева и справа за ними находились четыре фигуры пророков в нишах. Выше размещались фигуры евангелистов с символическими животными. Еще выше - фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Над ними - изображение Страшного суда, еще выше - поясной портрет Мартина Лютера. Все это великолепие венчалось распятием высотой более 5 метров.

Алтарь неоднократно переделывался, особенно после Реформации, все работы производились за счет пожертвований. Однако до наших дней алтарь не дожил и погиб в пожаре. Остались лишь фотографии и описания, по которым мы можем о нем судить. В настоящее время на месте алтаря находится концертная площадка, где расположен малый хоровой орган, выступают различные артисты и музыкальные коллективы.

Фото недоступно

Поднимаясь чуть выше по ступенькам, мы попадаем в бывшее заалтарное пространство, где в настоящее время действует малый концертный зал и находятся еще одни «сокровища» собора – эпитафии (надгробия). Они были восстановлены в ходе реставрационных работ и по-прежнему сохраняют свою сакральность и смысловое содержание. Камерность, таинство и ощущение вневременных ценностей и конечности бытия - все это можно почувствовать в этом самом торжественном месте собора.
   
Здесь располагается эпитафия герцога Альбрехта Бранденбургского (1490 -1568), последнего магистра Тевтонского ордена и первого светского правителя Восточной Пруссии. Рядом с ней - эпитафия князя Богуслава Радзивилла (1620-1669) и его супруги княгини Анны Марии (1640-1667). Богуслав Радзивилл являлся представителем древнего и богатейшего рода в Великом княжестве Литовском, который первый в государстве получил княжеский титул Священной Римской империи. Кроме того, Радзивиллы были князьями Российской империи и Пруссии в 18-20 вв. Напротив эпитафии Радзивиллов - эпитафия первой жены герцога Альбрехта датской принцессы Доротеи (1504-1547).

В княжеском склепе были захоронены и шесть магистров Тевтонского ордена. На северной стене (слева от эпитафии герцога Альбрехта) в 1568 году было смонтировано надгробие маркграфини Елизаветы, выполненное кенигсбергским скульптором Виллемом фон Блохе. Это была самая большая эпитафия в заалтарном пространстве.

Фото недоступно

Полное расписание мероприятий собора - в нашей афише.

Фото: Юлия Алексеева, предоставлены организатором

Текст о заалтарном пространстве основан на предоставленной собором работе