На вершине эгоизмаКалининградские дизайнеры о том, как инстаграм меняет индустрию

Фото недоступно

Журнал «Люди и вещи. Shopping» собрал за круглым столом дизайнеров Калининграда, чтобы обсудить влияние инстаграма на индустрию моды. Модератор Екатерина Мирошникова и 8 участников проанализировали личный опыт и поделились своими соображениями насчёт того, как популярная социальная сеть сказывается на трендах и ведении бизнеса

Участники:

Екатерина Мирошникова, «Люди и вещи. Shopping»

Альбина Соболева, Delicious Lingerie

Мария Хома, forFo! Lingerie

Лора Бровко, Loro Brovko

Анастасия Коваль, Bunt Dress

Дарья Титова, Pudra

Ирина Мариничева, Atelier

Анна Крылова, Krylov design

Елена Серикова, Lancer

Несмотря на очевидный кризис фэшн-ритейла, – и магазины закрываются, и новые коллекции привозятся нерегулярно, – в последнее время появляется все больше молодых дизайнеров. Что толкает людей создавать собственный бренд?

Мария Х. Появилось много площадок, тот же инстраграм, с помощью которого можно легко и быстро заявить о себе. Когда я училась, информации на русском языке практически не было, а сейчас все открыто. И если у тебя есть интерес, ты всегда можешь попробовать, ничего не потеряв, если не получится.

Лора Б. Я называю это флешмобом: сначала была мода на стилистов, затем на фотографов, теперь - на дизайнеров. Создать бренд стало легко - можно нанять профессионалов, которые будут на тебя работать. Поэтому и назвать себя дизайнером может кто угодно, хоть Бейонсе, хоть Дима Билан.

Анастасия К. Мне кажется, пик этого флешмоба был два года назад. Сейчас и рынок, и волна стихли, потому что упала платежеспособность среднего класса. Дизайнерские вещи не могут стоить дешевле, потому что это в первую очередь качество. Поэтому клиенты ушли в сетевики, - «Остин», Oodji, - и если выстреливает новый дизайнер, он очень тихо себя ведет.

Дарья Т. Соглашусь, что волна стихла. Когда мы начинали, а это было три года назад, еще чувствовалось, что русский бренд, русский дизайнер - это круто. Сейчас такого нет.

Фото недоступно

Что приходит на замену?

Анастасия К. Я вижу, что уже происходит культ личности. Мы достигли вершины эгоизма и пришли к бронированию себя.

Дарья Т. Многие молодые дизайнеры так себя и позиционируют, они все стремятся показать себя. Но на одном хайпе долго не протянешь, и на замену, наверное, приходит просто работа.

Анастасия К. В кризис нужно или активно развиваться, или закрываться. Поэтому одни предприятия сдаются, а другие становятся сильнее и набирают обороты. Мы изучаем рынок, прирост покупок упал на 60 процентов. Клиенты экономят, и стали прагматичнее относиться к шопингу - теперь они целенаправленно приходят за конкретной вещью. Чтобы удержать их, необходимо делать самый качественный продукт.

Ирина М. Люди действительно не готовы платить огромные деньги за вещи, которые еще не знают, поэтому все чаще обращаются за индивидуальным пошивом. Я работала и с коммерческими брендами, и с ателье, именно здесь был большой скачок вверх. Люди готовы платить, чтобы ты воплотил их идеи: поддержал, нарисовал, сшил. Получается, клиент позиционирует себя как дизайнер, а ты лишь исполняешь заказ. Мне кажется, рынок сейчас стремится к этому, что также можно назвать эгоизмом.

Анна К. У меня тоже увеличилось количество индивидуальных заказов - клиенты постоянно спрашивают, можно ли добавить гравировку, а вот сюда жемчужину, а здесь поставить другой замок. При этом я все равно стараюсь позиционировать наш бренд как серийное производство.

Что еще хотят клиенты?

Альбина С. Подчеркнуть свою индивидуальность, показать, что у них есть платье, существующее в единственном экземпляре.

Ирина М. Или повторить изделие, как у Кристиана Диора. Клиенты нередко приносят с собой журналы или показывают фотографии из инстаграма.

Анна К. В ювелирке то же самое. Все хотят длинную цепочку из настоящего золота, желательно 999 пробы, как у Ким Кардашьян, и большой медальон с религиозной тематикой.

Лора Б. Это и есть обратная сторона медали: появились ресурсы, и вместе с тем есть возможность заимствовать идеи. Взять, к примеру, последний показ в Нью-Йорке и коллекцию Марка Джейкобса. Интернет взорвался - все эти шарфики уже видели у Славы Зайцева. И не первый фол, такими ремейками грешит даже Шанель. Спасибо интернету - можно взять картинку и просто ее скопировать.

Мария Х. И это несложно, потому что ткани также стали доступны.

Вы покупаете их в Калининграде?

Мария Х. Нет, за материалами по-прежнему приходится ездить в Европу. Чтобы сшить бюстгальтер на косточках, нужно поехать в Польшу, найти там конкретные оптовые базы и закупиться. Я езжу раз в две недели, потому что материалов всегда не хватает.

Лора Б. Еще можно что-то найти, если у тебя один индивидуальный заказ. Но принципиально не шью из дизайнерской ткани, хоть клиенты и просят. Они думают: раз не могу купить Дольче и Габбана за пять тысяч евро, пойду сошью за пятнадцать тысяч рублей из такой же ткани. Считаю это неправильным.

Что еще, кроме сложностей с материалами, мешает развитию бренда?

Анастасия К. Дефицит кадров, все уезжают.

Лора Б. Закрыли училище № 25, которое готовило швей и закройщиков. Кто-то перестает шить и уходит в торговлю – потому что работа сложная, и не всегда получается зарабатывать столько, сколько бы хотелось.

Анастасия К. Слава богу, приезжают белорусы, которые и составляют цеха. Но найти в Калининграде хорошего пиарщика или маркетолога очень тяжело.

Мария Х. Согласна, одним дизайном не выжить, поэтому нужно максимально использовать все возможные инструменты - принимать участие в показах, делать коллаборации, общаться с клиентами и, конечно, вести страницы в социальных сетях. Не каждый дизайнер может справиться с этим, поэтому нужно искать людей, которым не страшно какие-то функции делегировать.

Альбина С. Мне кажется, дизайнер все равно должен быть коммуникатором, который представляет личный бренд. К Лоре приходят, потому что знают ее, и к Анастасии идут поэтому.

Анастасия К. Но я не занимаюсь самопиаром, у меня если раз в месяц выйдет новый пост в инстаграме - уже праздник. Более того, стараюсь уходить от личности, потому что потом будет тяжело привязывать все происходящее с брендом к своей жизни. Поэтому мы наняли московского пиар-специалиста, который занимается нашим продвижением.

Елена С. Все равно вначале нужен личный бренд. Здесь как в университете – сначала ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя.

Анна К. Не соглашусь. Мне хочется верить, что прежде всего - качественный продукт, а потом уже все остальное. В ювелирке это принципиально: сейчас кто угодно может купить бусы, очевидным способом нанизать их на ниточку и сказать: «Я – дизайнер украшений».

Лора Б. И это тоже один из флешмобов – многие стали учиться шить, потому что им хочется делать все самим. Другой вопрос, что сложно получить качественное образование.

Анна К. В Калининграде и правда с этим сложно. При том, что для ювелирки это – принципиальный момент. Кто сделает украшение, если не ювелир?

  • Фото недоступно
    Екатерина Мирошникова, «Люди и вещи. Shopping»
  • Фото недоступно
    Альбина Соболева, Delicious Lingerie
  • Фото недоступно
    Мария Хома, forFo! Lingerie
  • Фото недоступно
    Лора Бровко, Loro Brovko
  • Фото недоступно
    Анастасия Коваль, Bunt Dress
  • Фото недоступно
    Дарья Титова, Pudra
  • Фото недоступно
    Ирина Мариничева, Atelier
  • Фото недоступно
    Анна Крылова, Krylov design
  • Фото недоступно
    Елена Серикова, Lancer
Фото недоступно

Нужен ли сейчас офлайн-магазин или достаточно площадки в интернете? Требуется ли клиенту пощупать, перед тем как купить?

Дарья Т. Если все участники круглого стола начинали с интернета, мы, наоборот, начали с магазина. Требуются колоссальные усилия, чтобы он работал, развивался и что-то приносил. Но с другой стороны, это дает свои плоды, в том числе по качеству производства. У тебя есть не только клиентская база, но и проходимость, с помощью которой ты видишь, что происходит с моделями одежды, а значит, можешь постоянно ее улучшать. Для нас это важно.

Лора Б. Думаю, все зависит от человека - некоторые просто не могут купить онлайн: им нужно примерить, увидеть, как сидит. Кому-то нравится и сам процесс примерки - прийти с тем же стилистом, посмотреть, подобрать комплект.

Анастасия К. Мы ушли на платеж с примеркой, позволяющей вернуть то, что не подошло. Это нелегко, но иначе торговля стопорится. Тот, кто готов платить за дизайнерские вещи, не готов слепо покупать их в интернете. На той же волне многие «дизайнеры» присылали клиентам не то, что они ожидали, и люди потеряли к такой торговле доверие. Теперь они хотят не только знать, что вещь сядет, но и видеть, что ее качество действительно соответствует цене. Поэтому щупать однозначно нужно, а если нет возможности открыть магазин - делайте примерку.

Мария Х. Чаще всего я шью на заказ по индивидуальным меркам, поэтому нет проблем, что вещь не по размеру. Очень маленький процент тех, кому не подошло, - в таком случае возвращаю вещь, переделываю и отправляю заново. Если человек покупает через интернет, он должен что-то знать о продавце. Если это безликая страничка с фотографиями одежды на вешалке - никто не поверит и не купит. Потому что покупают не просто картинку, а картинку у тебя.

Анна К. В ювелирке такого нет. Мне, наверное, повезло, что я могу не выставлять себя на передний план. Моим изделиям примерка не нужна. Люди доверяют, появилась даже новая волна покупателей, которые заказывают не себе, а в подарок.

Но ведь бывает, что серьги не подходят.

Анна К. Эта проблема и правда есть, но почему-то клиентам важнее качество и состав изделия, а не то, как оно сядет. При этом у всех разный объем шеи, и если на модели украшение смотрится красиво, не факт, что оно подойдет тебе. Поэтому я снимаю изделия не на профессиональных моделях, а на обычных людях. Тем не менее иногда приходится подрезать, например, хвостик у сережек.

Мария Х. Мне кажется, это и есть сильная сторона дизайнеров - они могут видеть ситуацию, быстро подстраиваться под желания клиентов и особенности их фигуры.

А слабая сторона?

Ирина М. Продвижение, несмотря на его значимость, оставляет желать лучшего. Очень тяжело воплотить свою задумку, если нет средств, почти невозможно найти спонсора. Если тебе заказывают коллекцию, и ты не берешь предоплату, нет гарантий, что потом ты не остаешься с этой коллекцией никому не нужным.

Дарья Т. Поэтому нужно прилагать много усилий. Мало делать просто коллекцию, нужно каждый раз создавать самый классный и качественный продукт.

Мария Х. Мне кажется, что необходимо создать какое-то пространство, где базировались бы дизайнеры из разных отраслей – такой творческий кластер, и прямо там находилось бы производство. Такое место для привлечения туристов.

Анастасия К. А я настаиваю, что очень большой прирост туризма именно за счет событийности. Нужны именно большие мероприятия, на которых можно было бы показывать свой продукт. Как, например, фэшн-вик в Астрахани. Мы, кстати, всегда поддерживаем разные проекты – консультируем, помогаем, готовы что-то придумывать вместе и делать.

Альбина С. Кстати, я знаю, что весной в регионе собираются проводить фэшн-форум. Правда, пока непонятно, что там буде, но движение в сторону дизайнеров началось.

Лора Б. Да, чтобы качественно все сделать, надо, чтобы и город подключился, и была мощная поддержка.

Екатерина М. Мы со своей стороны стараемся знакомить с дизайнерами региона и всегда открыты к общению и поддержке фэшн-инициатив.