«Я не играю музыку, я занимаюсь говнорэпом»Паша Техник о рейвах и том, почему ему закрыт путь на Versus

Фото недоступно

Русский рэп невозможно представить без Паши Техника – одного из самых неоднозначных и странных персонажей за всю историю жанра. Почти пятнадцатилетний извилистый творческий путь сделал лидера одиозного трио Kunteynir, выступающего в обезьяньей маске, иконой отечественного андерграунда. В этом году Техник выпустил свой первый, двойной сольный альбом «Статистика гуся» и дал интервью «Твой бро» перед своим выступлением в клубе «5420»

Это прозвучит громко, но Паша Техник олицетворяет собой хип-хоп. Этот жанр всегда был больше, чем просто музыкой, и включал в себя множество составляющих, от танцев до визуальной эстетики, а в последние десятилетия разросся еще больше, и впитал в себя вообще все возможные виды искусства. Техник - артист с настолько уникальной манерой, что аналога не подобрать даже близко, сравнимый по степени влиятельности с Гуфом и Бабангидой, во многом предвосхитивший эпоху, когда значимость «твита» равна значимости трека. Техник даже не столько рэп-исполнитель, сколько медиа-персонаж, интернет-артист, «священное животное» отечественного хип-хопа, его оберег и талисман. Полтора десятка лет за Техником стоит андерграунд – все то, чему категорически заказан вход на телевидение, а его безумные выходки и канал на YouTube важны не меньше, чем его альбомы. Составляющие мифологии Паши Техника – это и легендарный перформанс на баттле Versus, и тюремный срок по «народной» статье 228 за незаконный оборот наркотиков, и абсурдный конфликт с телефриком Николаем Должанским, и нападение на него ярых апологетов здорового образа жизни, атаковавших его в феврале этого года резиновыми фаллосами. Техник присутствует повсюду, и везде остается самим собой, олицетворяя шутовство и бескомпромиссность.

Фото недоступно

При этом проникнуть в безумный и захватывающий мир Паши Техника, в миру Павла Ивлева невозможно, не ознакомившись с его музыкой. Более десяти лет артист записывает и выпускает уникальный, неподражаемый хип-хоп в составе коллектива Kunteynir и сольно. В нем абстрактный, сбивчивый, хаотичный рэп, представлявший собой обильно приправленный наркотическими веществами поток сознания, спотыкается о вязкие параноидальные психоделические биты. Тексты Техника совершенно непригодны для печати, и даже найти короткую цитату для публикации очень сложно. Его куплеты практически полностью состоят из описания процесса употребления различных наркотиков и достигаемых при помощи них эффектов, а также грязных подробностей его половой жизни. При этом, находится место и совершенно нетривиальным для хип-хопа историям, вроде посещения аквапарка или размышлениям об устройстве вселенной. Исполнитель перескакивает с одной темы на другую, тасует строчки так, что за ним почти невозможно следовать. Остается только отпустить вожжи и плыть вслед за проводником по наркотическим грезам.

В этом году Техник выпустил свой первый альбом вне Kunteynir под названием «Статистика гуся» - сразу двойной, в общей сложности, полтора часа длиной.

Одновременно рэпер и не изменил себе, и двинулся вперед: его музыка не стала более прямолинейной, осталась странной и эксперементальной, но стиль поменялся кардинально. Альбом вдохновлен трипами на рейвах: прямая бочка тонет в реверберации, зрителя со всех сторон оглушают выкрики и вопли, сам Паша почти не читает рэп, но снабжает хаотичные «минуса» запоминающимися фразами, вроде «Мы – тру, если чё – перевернём игру» или «Это гречка для вас, это гречка для нас, это гречка для всей планеты вечером или летом».

Предновогодним пятничным вечером в клубе «5420», еще совсем недавно носившем другое название и ориентированном на техно, но перепрофилированном под хип-хоп, идут последние приготовления к выступлению Паши Техника. В полночь он вывалится из гримерки, схватит микрофон и начнет в него нестройно кричать поверх собственных треков под одобрительное улюлюканье сотни поклонников. Техник будет сочинять на ходу бредни, передавать микрофон в зал, меняться с фанатами бейсболками, оскорблять самого популярного в стране рэп-артиста Оксимирона и выкрикивать: «Калининград – ван лов!».

За несколько часов до этого в гримерке клуба Техник собирает вокруг себя толпу из местных хип-хоп деятелей. На диванах за столом сидят промоутеры, блогеры, микроблогеры, художники граффити и фотографы. Ивлев накидывается виски и охотно рассуждает на любые темы, которые ему подкидывают собеседники. Для него начисто отсутствуют запретные темы, ему не надо блюсти имидж и репутацию. Как и на своих выступлениях, рэпер озвучивает под запись абсолютно все, что придет ему в голову без какого-либо фильтра; как и в своих треках, он лихо перескакивает с темы на тему и ответы на одни вопросы запросто оборачиваются рассуждениями о совершенно другом.

Через неделю Новый год. Можешь какие-то итоги подвести? Помимо того, что ты выпустил двойной альбом, какими успехами можешь еще похвастать?

Вообще никакими. Вот Биткойн подорожал. Потом, правда, опять подешевел. Вот это меня волнует сильно. Также меня волнует ядерная кнопка и когда выйдет новый фильм «Терминатор».

Как Паша Техник справляет Новый год?

Каждый раз по-разному. В этом году, надеюсь, поеду в коттедж со всем этим фен-шуем, как говорится. В сауне прилягу, в джакузи включу гидравлику и буду наслаждаться. Возможно, даже с парнем. Ладно, шучу. С дедом.

На корпоративе каком-нибудь выступать не собираешься?

Блин, старичок, если бы меня позвали, я бы выступил. Меня только один раз звали на корпортатив, и я был очень доволен. Это было летом. Это было круто, реально. Там просто генеральный директор оказался моим, типа, фанатом, я не знаю. Меня это удивило. Он мне там денег надавал. И это помимо того, что он пригласил меня за определенную сумму, и эта сумма оплатила мне клип «Гречка». В принципе, корпоративы это вообще […] (классно). Если бы хотя бы каждый уик-энд один-два корпоратива у меня были, я в ближайшие пару лет был доволен. Хотя бы «Рено Логан» себе купил. И жене тоже.

Фото недоступно

В шоу «Вписка», которое выходило в этом году с тобой, ты говорил, что большинство поклонников приходят на твои концерты не ради музыки, а для того, чтобы сделать сэлфи с тобой. Тебя это расстраивает?

Честно, да. Таких людей называют «глорихантерами». Это такие люди, которых не пускают на концерты Фейса, и они платят большие деньги за то, чтобы он просто сделал с ними фотографию и расписался на чем-нибудь. Они не будут на его концерте, да им это и не надо, для них другое главное. И они на следующий концерт не придут. И такая же […] (фигня) и у меня. Я не сравниваю себя с Фейсом, я просто к тому говорю, что есть люди такие, понимаешь? Например, в Москве на «Кровосток» я всегда схожу на концерт. Естественно, бесплатно. Но приятно сходить, понимаешь? И не ради там популярности, фотографий, мне это не нужно. Просто ради атмосферы. Я встречаю и старых знакомых своих, и поугорать можно там, и вообще качественно. В Москве рэп отдает, такой, немножко детской… […] (ерундятиной). На концерты дети ходят, переростки, они выглядят на 18, но им по 13.

Акселераты это называется.

Оксимироны. Да не, я шучу. Но я не знаю, что они едят. «Несквик» с гормонами роста, «Растишку» с этим, как он называется? Тестостероном. Тестостерона у них много, а на концерты ходят мало. У меня, по крайней мере, такая […] (фигня). У меня в Самаре в первый раз было 300 с […] (лишним) человек, я […] (офигел), на самом деле. Потому что где Самара, и где я. А на следующем концерте было около 150 может быть, плюс еще маски-шоу приехали, все вообще изумительно прошло. Но на том первом концерте мы такую фишку сделали, что продавали фотографии со мной за 500 рублей.

И все разлетелись.

Да, в два раза больше денег подняли, я тебе серьезно говорю. И мне […] (пофигу). Я знаю, что эти люди больше не придут, это называется естественный отбор этих фанатов. Это знаешь, как я в Саратове выступаю, там народ месится, и девочка вперед пролезает и говорит: «Я пришла послушать музыку». Какую музыку? Я не играю музыку, я занимаюсь говнорэпом, как я это называю.

Но сегодня у тебя аудитория постарше.

Ну я вижу, да. В Калининграде я не первый раз, во второй уже. И я вижу, что аудитория качественная. Знаешь, самая […] (невероятная) аудитория была… Блин, не хочется города обижать, но подумают еще, что я на город гоню. По-моему, а-ля Ростов или Краснодар. Были молоденькие девочки, которые хватали меня за руку и говорили: «Пойдем в гостиницу». А ей по паспорту, наверное, лет двенадцать с половиной. Хотят меня проложить, понимаешь? А я-то не такой, я человек простой. Занимаюсь музыкой своей беспонтовой. Меня за это и ценят. Мне говорят: ты популярен за счет того, что делаешь говно. А я говорю: я музыку, говно это, делаю, как хобби. Так-то меня больше на «Ютьюбе» можно найти. Вбей там в поиске, ты […] (офигеешь) просто.

Ты, как Крокодил Гена, работаешь собой.

Конечно. Работаю своим лицом.

Пара вопросов о твоем новом альбоме «Статистике гуся». Прежде всего, альбом какой-то совершенно нереальный вышел, на мой взгляд.

Нереальное говно.

Нет, альбом необычный, я никогда такого не слышал ни на каком языке.

Ты прикалываешься что ли?

Подожди, можно я тебя перебью? А от чего ты […] (офигел)?

Фото недоступно

От звучания.

Ну а что там такого в звучании, там же ничего вообще нет.

Ну как ничего? Это вообще, по-моему, авангардная музыка, это даже не рэп. Я не могу этот альбом определить в какую-то категорию, он некатегоризируемый. Я ничего подобного не слышал.

Согласен. Но меня почему-то на iTunes определяют в категорию «Христианский рэп».

Почему ты решил разбить альбом на две части?

Это не я решил, это лейбл. Они сказали, что так выгодней. Сейчас же модно выпускать микстейпы, EP, вот эти вот. Я привык, как раньше мы выпускали на Rap Records. 70 минут болванка, полностью ее забил и кайфуешь. Я могу сделать и четвертной альбом, но только кто его слушать будет? Не, реально, братан, очень приятно, но, на самом деле, альбом – говно, как по мне. Но я новый альбом готовлю к февралю, и там уже будет то, что нужно. Если тебе нравится электронная музыка, то ты найдешь в «Статистике гуся» что-то для себя. Тут видишь, двоякая […] (фигня). Мне кто-то говорит: делай, как раньше. Но как раньше уже тоже не всем надо.

Как считаешь, Скриптонит подсмотрел твою фишку с двумя альбомами в один день?

Не-не-не, это многие так делают. Скриптонит молодец, на самом деле. Он качественно относится, он музыкант. Я не музыкант, я исполнитель. А он – музыкант.

Ты сам спродюсировал альбом?

Нет, там много битов, которые сделали другие люди. У нас всегда такая всегда […] (фигня) была, мы пытались не то, чтобы опередить всех, но использовать не такое […] (затертое) звучание, как у всех. Я люблю, когда жирный звук. Мне […] (все равно): шипит, кряхтит, это не важно. Важно, чтобы звук имел свою оригинальность, чтобы ты знал: вот это играет Паша Техник, а это играет Quest Pistols, например.

Да, и в Kunteynir, и сольно ты звучишь очень оригинально, этого не отнять.

Ну мы всегда старались, еще в 2003 году, когда я только-только начал Fruity Loops осваивать, начал музыку делать, появились биты. Сейчас за биты люди деньги платят. Раньше биты мне предлагали просто так, мне говорили: читай только. Раньше я читал, у меня был какой-то запал. А сейчас знаешь, какой-то застой. Может, надо куда-нибудь съездить, отдохнуть там.

Фото недоступно

Творческий застой? Ты ж говоришь, уже в феврале новый альбом у тебя.

Я вот очень хочу, чтобы он был… Не то, чтобы двадцать-тридцать тысяч этих репостов на «Новом рэпе», мне эта слава […] (совсем) не нужна. Мне нужно, чтобы я приехал в любой город выступать, и народ пришел, и кайфанул как бы. Вот и все. Вот Оксимирон: как его там Шокк ни обсирает, а он собрал в Москве 23 000 человек. Ну это […] (ни в какие ворота). Вот если я бы собрал хотя бы 22 тысячи, я бы кончил в трусы. А он два часа выступал без фонограммы. Сейчас посмотришь, как я буду выступать (смеется).

Новый альбом не будет рейвовым, не будет танцевальным?

Ну может пара треков будет там таких. Я хочу, чтобы новый альбом был таким… Как наркотик. Чтобы, как прёт час, так и альбом пёр час. А потом тебя отпустило, и ты либо догоняешься, либо отдыхаешь.

Рейвовый альбом – это твой ответ на повальную моду на хип-хаус в России? Я, когда слушал, подумал, что это твое собственное прочтение того, что делают «Грибы» и Элджей.

Нет-нет, это просто так получилось. Хотя, «Грибам» я респектую. Понятно, что вложили денег в них очень хорошо. В меня никто никогда не вкладывал. Но в меня вложи денег, я обещаю: отработаю. Не творчеством, так другим чем-то.

Ты сам последний раз на рейве когда был?

Летом. Играл знаешь что? Есть спидкор, есть хардкор, а я играл трешкор. Это когда 360 ударов в минуту. Там просто люди в недоумении стояли, а я издевался над ними, потому что это были малолетки. На самом деле на новом альбоме главная цель сделать «фиты» с Фейсом и с Гуфом. И все, мне этих двух хватит. 14 песен и там два фита – это нормально, правильно? Но они должны быть […] (крутыми), а не просто, знаешь, […] (как попало). Может быть еще с «Чемоданом», я с ними нормально. Пастор Напас, я к нему тоже нормально отношусь. Есть люди интересные. Есть в Волгограде Туманный Тики такой, интересно читает, но его мало кто знает. Много неизвестных ребят, которые могли бы… Кто-то стесняется, у кого-то что-то не складывается. Пару лет назад Федук не думал бы, что у него так стрельнет, а сейчас я сам ему пишу и говорю: «Федя, поздравляю тебя». Ну реально, от души.

Мы общались с ним, он пару недель назад приезжал с концертом. Очень приятный парень.

Да, он молодец, но он немножко изменился, конечно. Я говорю: Федь, там пацаны просят тебя выступить, а он говорит, что надо решать через каких-то там менеджеров. Зачем? Заберешь эти деньги себе, и не надо делиться ни с кем. У меня же тоже есть менеджер. У меня нет, там, пиар-директора, мне не нужны они, потому что я не вижу в этом смысла. Мы не в Америке, где тебе на год вперед проделают всю эту […] (фигню), потому что знают, что ты в конце выстрелишь так, что […] (сильно).

Про баттл-рэп поговорим.

Я баттлился.

Я знаю.

Но все мои баттлы были без заучивания слов. Никогда не готовился. Вот как вот сейчас мы говорим, только более насыщенно.

Фото недоступно

Еще себя на баттлах видишь? Мог бы выступить?

Ресторатор сказал, нет. Мы ж с ним бухали недавно, он сказал: «Нет, Паш, ты ж учудишь что-нибудь, ну его […] (нафиг)». Я ему объясняю, что у него просмотры только вырастут, но он говорит нет. Я говорю: тебе видней, но Obe 1 Kanobe по пять раз выходит, и это рейтинга тебе точно не прибавляет.

Но есть же другие площадки, не «Версусом» единым.

А кроме Versus я ничего другого и не рассматриваю. И есть только один человек, с которым я побаттлюсь, это Николай Должанский. В любом месте, в любое время. А вот так вот… У меня просто нет такого, что я ненавижу каких-то рэперов. Я просто понимаю, что каждый […] (мастурбирует), как хочет. Читаешь комментарии, и там пишут: вот Фейс такой-сякой. Но народ его слушает, на концерты его ходит. Значит это имеет место. Фараон тоже, такой-сякой. Но он уже сколько лет существует и многое культуре дал. А старички, кто из старичков чего нового дал культуре? Ну кроме Гуфа, он еще пытается держаться на плаву, и за это ему респект. Это вот единственный человек, которому я респектую за харизму. Ну и Антохе Шило (из «Кровостока»). Он просто вообще убийство. В 46-47 лет […] (фигачить) без фонограммы это […] (невероятно). И народ на его концертах […] (отличный). Моложе 25 не встретить. Я еще по футбольной теме двигаюсь, и встречаю на его концертах людей из этой тусовки. Мы можем на каком-нибудь техно встретиться или на «Кровостоке» разве что. Не знаю, Pharaoh, когда в Москве выступал, я был в другом городе, а так бы я сходил. На The Chemodan Clan я хожу, когда они в Москве. Я никогда не навязываюсь, просто тоже проситься… Если позовут, я приду. А так, знаешь, просто просить: «Пацаны, сделайте вписку». У меня тоже можно попросить, я всегда всех впишу, кого знаю.