Надежда и отчаяниеВ Балтийском филиале ГМИИ им. Пушкина представили новый культурно-просветительский проект

В Балтийском филиале ГМИИ им. Пушкина представили новый культурно-просветительский проект

1 марта в Балтийском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представили культурно-просветительский проект «Фукусима: надежда или отчаяние» (16+). Автор работ, японский фотограф Сигэру Ёсида, посвятил снимки трагедии 2011 года в Фукусиме. Мы побывали на открытии и готовы рассказать вам о важности этих фотографий

Проект Сигэру Ёсиды открывает одну из самых печальных страниц в истории Страны восходящего солнца. В 2011 году восточное побережье Японии в районе префектуры Фукусима накрыло огромное цунами, вызванное сильнейшим в истории страны землетрясением. За этим последовала авария на АЭС «Фукусима-1». Всё это вызвало множество разрушений и жертв.

Я не могу восстановить жизнь выживших или пострадавших людей. Но я могу бросить небольшой камень в воду, чтобы от него пошли круги. Мой камень — этот проект, — поделился фотохудожник.

«Фукусима: надежда или отчаяние» состоит из трёх частей, раскрывающих трагедию с разных сторон. Первая глава — «Граница для молитвы» — включает в себя 21 фотографию. Через них Ёсида стремится показать, что даже в такой сложной ситуации можно найти зерно надежды. На снимках изображены океанские пейзажи, дополняемые скалами, тории*, лодками и, конечно, молящимися людьми. На фотографиях царит безмолвная тишина; кажется, что даже океан не издает ни звука. Вся серия была снята с минутной выдержкой — именно столько жители Фукусимы молились в сторону океана.

Спустя семь лет Ёсида приступил ко второй главе. «Морская стена» — история о бетонной преграде, возведённой вокруг поврежденных реакторов атомной станции. 16 снимков посвящены вопросу о том, что нужно региону для счастья. Фотохудожник стремится напомнить о Фукусиме, так как, по его словам, даже в Японии многие забыли о произошедшем. «Морская стена» — самая мрачная часть трилогии, но даже в ней можно разглядеть надежду. На это намекают и горящие фонари, и немногочисленные жители, которые даже в такой ситуации находят в себе силы на маленькие радости.

Проект завершает трогательная серия «Портреты». Из названия можно понять, что эта глава о людях. Людях, которые столкнулись с катастрофой и её последствиями лицом к лицу. Мужчина, потерявший семью и хозяйство; девочка, над которой издевались сверстники; супруги-садоводы, которые вернулись в родной дом спустя пять лет и вырастили розовую ферму; настоятель храма, выслушавший истории сотен людей. Всех их объединяет одно — желание жить и находить в себе силы идти дальше.

«Чтобы запечатлеть что-то хорошо, нужен дар. Во-первых, Ёсидо чувствительный человек. Во-вторых, религиозный. Видимо, эти два компонента сказались. Когда это всё произошло, Ёсида был на съемках на юге Японии, в Окинаве. И когда он услышал об этом, сразу отправился туда и еще застал последствия всего ужаса. И жертвы, и разрушения. Его это сильно тронуло. Каждая история личная и очень тяжелая», —поделился небольшим секретом о создании проекта куратор Андрей Мартынов.

Экспозицию дополняют четыре видеоролика: два видео о художнике и его проектах, а также интервью с очевидцами и документальные кадры о событиях 2011 года. А счастливые посетители открытия получили возможность увидеть видеоприветствие Сигэру Ёсиды и посетить кураторский тур Андрея Мартынова.

* П-образные ворота без створок в синтоистском святилище


Текст: Леонид Пиотух
Фото: Марина Зибарова