«Просыпаюсь с мыслями: «Боже мой, сегодня концерт!» Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях

 Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях

С выступления Manizha на фестивале «Калининград Сити Джаз» прошёл ровно месяц. Чтобы напомнить вам о том славном летнем времени, проведённом в Центральном парке, мы публикуем наше интервью с российской певицей – о её творческом пути, песенной «беременности» и волнении перед концертами, которое не должно рассеиваться с опытом

Презентация дебютного альбома исполнительницы Манижи Хамраевой «Manuscript» прошла в мае этого года в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге. Заявка более чем серьёзная, но Manizha знает, на что идёт. Певица - далеко не новичок на сцене, записывается более десяти лет, продолжительное время выступала под псевдонимом РуКола, была финалисткой конкурса «Пять звёзд», сотрудничала с «Ассаи» и разогревала Лану Дель Рей. С 2013 года Manizha ведёт аккаунт в Инстаграме, который называет «своей собственной концертной площадкой», выкладывает в нём изобретательные 15-секундные музыкальные клипы, которые в итоге позволили выпустить в этом году дебютный диск и довели, в итоге, до «Ледового». Музыку Manizha можно охарактеризовать как буржуазную: певица исполняет поп-соул и r’n’b на русском и английском и метит на международный рынок.

Вы свою дебютную пластинку презентовали в Ледовом дворце. Как все прошло?

Пока что, наверное, это самое яркое событие текущего года, мне хочется, чтобы таких было больше. Надеюсь, если их будет больше, мне хватит на них нервов и сил (смеется). Но если без иронии, то все прошло очень красиво, очень масштабно и очень трогательно. И для любого музыканта или человека, который занимается творчеством, какие-то такие точки, в которых ты собираешь зрителей и получаешь в ответ столько энергии, становятся основными двигателями, которые дают тебе силы на дальнейшие шаги.

Не было опаски стартовать сразу на такой большой площадке?

Конечно, была, было очень много рисков, и меня отговаривали многие люди из индустрии, говорили, что это очень странная затея. Но мы верили в это и верим и по сей день. Когда ты веришь и прикладываешь усилия, это получается. Возможно, не все получилось так, как я этого хотела: где-то я не ту ноту взяла или где-то свет не так сработал.

Но это же «лайв».

Да, это все происходит здесь и сейчас, и существует реальность, в которой мы живем, и в реальности может происходить не то, что ты ожидаешь. И твои личные ожидания, они всегда будут меняться. Но на самом деле, спустя какое-то время я могу сказать, что даже те вещи, которые не случились для меня, на самом деле случились (смеется).

 Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях

Это как?

Ну, мне, например, казалось, что я недостаточно хорошо отработала на сцене. Но я сумасшедшая перфекционистка, мне тяжело оценивать свою работу, я могу ее оценить только спустя какое-то длительное время. Сейчас уже почти четыре месяца прошло, и сейчас я могу с уверенностью сказать, что многое получилось.

После такого концерта выходить на большие площадки легче? Что-то в этом отношении поменялось? На Kaliningrad City Jazz вы выступаете в большом Летнем театре, много людей.

Ничего не поменялось, я точно так же нервничаю, точно так же просыпаюсь с мыслями: «Боже мой, сегодня концерт!». Я всегда нервничала, переживала, и мне кажется, что это никогда не пройдет. А если пройдет, то я буду думать, что что-то не так, и, видимо, я что-то потеряла внутри. Потому что стресс перед концертом дает тебе огромный ресурс. Конечно, это тяжело, но это огромный ресурс, без которого я не вижу своего существования.

Я буквально только что разговаривал с Иваном Дорном, который выступает в один день с вами, и мы много обсуждали его прорыв на Запад, его тщательно выстроенную кампанию, то, как его команда подготавливает публику и так далее. У вас достаточно много англоязычного материала. Какие у вас отношения с заграничным слушателем? Есть ли вообще ориентир на иностранную аудиторию?

Изначально я начала писать музыку на английском языке, когда мне было 11 лет. В 15 лет мне уже сказали, что здесь это никому не нужно, и надо либо уезжать, либо делать музыку на русском. Я начала делать второе, не все сложилось, мне все не нравилось. Не потому что я не люблю русский язык, просто я выросла на англоязычной музыке. От этого тяжело: ты растешь-растешь, питаешься, а потом даешь продукт, который не соответствует обществу. Как будто посеял ростки, которые не всходят. Я уехала, и у меня была цель: только Запад, я шла только туда. Я там проработала достаточно хорошо и успешно, но затем вернулась обратно в Россию по двум причинам. Первая – я не могла работать с большими лейблами, которые там, я была к этому не была готова, не хотела так работать. Вторая - я control freak, мне очень важно, чтобы все было так, как устроено у меня в голове. Я вернулась в Россию и начала делать «Инстаграм» в отчаянии, потому что на тот момент у меня уже было написано более 100 песен, и я не могла их никому показать.

 Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях Фото №2

Надо было ими поделиться.

Очень надо было поделиться, потому что такое ощущение, будто ты два года беременная ходишь, и не можешь отдать этого ребеночка никому (смеется). Я стала вести «Инстаграм», мне стало полегче, стали появляться люди, и я начала понимать, что здесь это кому-то нужно, и это стало работать. Это органический поток, органическое движение проекта. Для меня сейчас наш рынок – это зона, где я могу экспериментировать, тестировать свои идеи и модели. Мне кажется, что Иван тоже так делал, это ему помогло осознанно выйти на Запад. Мы с прошлого года работаем и со следующего лета планируем выступать на других, более сложных площадках, но к ним нужно прийти. Там просто все по-другому и этому нужно научиться.

Нужно вклиниться в индустрию?

Конечно. Мне потребовалось много времени для того, чтобы изучить нашу индустрию и начать здесь движение. И точно так же столько времени нужно, чтобы начать это там, даже больше времени. Все равно это другой язык, и как бы я ни любила английский язык или англоязычную музыку, все равно я думаю на русском языке и чувствую себя, моментами, как-то не очень. Потому что я могу выразить словами на русском языке больше, чем я могу это сделать на английском. Я не говорю, что я знаю английский меньше или хуже, просто английский язык так устроен, что у них слова очень прямые, а у нас может одна эмоция иметь 250 оттенков, которые мы распознаем и можем ими делиться. На английском все немножко по-другому.

Я посмотрел на YouTube несколько видео с концерта в «Ледовом», и меня очень поразила сценография. Мне показалось, что там вложено очень много труда и все так тщательно проработано.

Наша букинг-команда MS Production приложила максимум усилий, чтобы был хороший свет. Компания, которая занималась сценой, не спала, они строили, потому что у нас было очень мало времени. У нас не было такого, что мы приехали и день строили сцену. Строительство началось ночью, и в течение дня ее достраивали. Где-то за час до начала концерта обрушились проекции, сломался один из проекторов, я начала плакать, потому что все начало валиться. Но ребята были настолько слаженные и четкие и действительно показали свой профессионализм уже во время выступления. Все пиковые ситуации были разрешены.

 Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях Фото №3

Визуальная часть на любом из ваших концертов играет большую роль? На фестивалях, вроде Kaliningrad City Jazz, вы тоже заставляете публику любить глазами? Такую же сцену тут, конечно, не выстроить, но все же.

То, что было в «Ледовом», останется в «Ледовом» (смеется). И то, что я один раз сделала, я уже не повторяю. На фестивале мы акцент делаем на звуке и на живом исполнении. Визуального шоу не было по многим обстоятельствам, все-таки здесь свои законы, своя сцена. Мы этим летом выступали на многих фестивалях и везде сделали такую разную программу. Здесь она более музыкальная.

В плане живых выступлений на кого вы ориентируетесь? Чьи концертные видео вы смотрите и думаете: я хочу делать так же?

Это очень сложный вопрос, потому что я каждый день слушаю новую музыку, смотрю концертные выступления и отовсюду что-то черпаю. Мне очень нравится ходить на фестивали в качестве зрителя и ходить на тех, кого я не знаю, слушать и смотреть их вживую. Даже не видео, а прямо оказаться там. Во многом мне очень помог в прошлом году фестиваль NOS Alive в Португалии. Я очень давно мечтала увидеть Radiohead, я их увидела, поплакала, и мне стало легче, а еще я услышала много крутейших исполнителей, которых до этого не знала. Когда ты вживую это смотришь, ты впитываешь совершенно другие эмоции. Не могу назвать одного какого-то артиста, который меня вдохновляет, меня вдохновляют все люди музыки, которых я встречаю. Я у каждого что-то чувствую, у каждого что-то подсматриваю.

На NOS Alive кроме Radiohead кто еще запомнился?

Мне очень стыдно, но я не знала, кто такие Tame Impala. Я увидела их и просто обомлела. Это так было круто, еще и происходило на побережье океана, просто волшебные ребята. Son Lux еще. Еще были крутые чуваки португальские, но я не вспомню их название. Они играли прямо над входом фестиваля. У них такая забава, что пока стоит очередь на вход на территорию фестиваля, у них уже идет концерт.

Ого, здесь такого нет.

Надо предложить!

 Manizha о перфекционизме, шоу в «Ледовом» и португальских фестивалях Фото №4

Как прошло выступление Manizha и в целом третий день фестиваля джаза, можно вспомнить здесь.