Наши за бугромКак уехать в Штаты и получить образование у прославленных музыкантов

Фото недоступно

В этот раз в рубрике, посвящённой опыту жителей нашего города, решившихся перебраться за границу, оказался не 100 %-ный калининградец, но человек, который чувствует свою связь с нашим городом. В любом случае его опыт, на наш взгляд, будет интересен читателям, особенно когда повествование дойдёт до известных всему миру имён. А те, кто с трепетом относится к музыкальным традициям, и вовсе прочтут этот рассказ на одном дыхании

Алексей Козлов, хранящий в своём сердце светлые детские воспоминания о Калининграде – а они ведь самые драгоценные, живёт в Лос-Анджелесе, дышит океаническим ветром, жмёт руки удивительным маэстро и сам целенаправленно движется к высшему уровню мастерства в музыкальной сфере: играет на гитаре, продюсирует, пишет музыку и преподаёт её в школах. О своём решении перебраться в Америку и о том, был ли этот смелый шаг оправдан, он рассказывает в этом выпуске рубрики «Наши за бугром».

Фото недоступно

О РЕШЕНИИ УЕХАТЬ

Я родился в Москве, но в Калининграде жили родители моей мамы, которая сама из Калининграда, поэтому каждое лето я проводил там. Наш дом находился рядом с 31-й школой на Пролетарской улице. Много самых приятных воспоминаний связано с этим городом – семья, двор, друзья, море, сам город.
В 2011 году я поступил на гитарное отделение в Los Angeles College of Music (LACM). И в марте 2012-го уже был там. С тех пор в России был только один раз - весной 2013-го. Приезжал на две недели увидеть семью в Москве. Потом уехал обратно и с тех пор пока живу в США. Получается, уже больше пяти лет. За это время я получил два музыкальных образования — помимо LACM, ещё магистерскую степень в Cornell School Of Contemporary Music (CSCM) в 2016 году.

Я не чувствовал, что меняю одну страну на другую, — это не было моей целью. Я ехал получать новый опыт в своей профессии. В тот момент я был фанатом многих американских рок-групп 90-х. С одной из моих московских групп у меня был сет из каверов на Stone Tample Pilots, Pearl Jam, Allice In Chains. Мы играли их на своих концертах. Кроме того, я очень интересовался традиционным джазом и блюзом. Я ехал изучать культуру, к которой у меня был интерес, и получать эксклюзивные навыки в своей профессии. Я хотел встретиться с людьми - носителями музыкальных традиций, которые мне нравятся. Я хотел увидеть изнутри, как играется и производится та музыка, которую я люблю, и как работает самый крупный музыкальный бизнес на планете.

Идея учёбы в США возникла после того, как в Московском Колледже Импровизационной Музыки (МКИМ) я посетил мастер-класс гитариста из Чикаго. То, что там происходило, было принципиально новым для меня. Я засел в интернет. Начал изучать информацию о музыкальных школах в Америке. По всем параметрам понравилась школа в ЛА (Los Angeles College Of Music). Летом 2011-го я написал в приёмную комиссию школы, спросил, что нужно для поступления, очень оперативно получил ответ. Мне выслали список заданий и попросили записать и прислать видео моей игры на гитаре. Не могу сказать, что задания были совсем простыми, но они были выполнимыми для меня. На подготовку ушло около 3-х месяцев. Спустя ещё некоторое время я получил ответ о том, что принят в школу и могу начать занятия с весеннего семестра 2012-го.

Фото недоступно

ОБ УЧЁБЕ

Можно вспомнить, что предшествовало поступлению в Америке: в школе я занимался музыкой с первого класса. Музыкальные занятия входили в программу обучения. Потом, уже будучи студентом МГУ, я брал частные уроки игры на гитаре и параллельно полтора года учился в Московском Колледже Импровизационной Музыки (МКИМ). Диплома о музыкальном образовании у меня не было.

Поступить в такое учебное заведение, в которое я уехал учиться, в принципе, несложно. Однако сложно учиться. В США практически всё обучение платное – около $7000 за одну четверть (10 недель), но, если хорошо сдаёшь вступительное прослушивание, можно получить стипендию. Бывают разные стипендии – от 30 до 100 процентов от стоимости обучения. Тем не менее, платная основа не даёт никому повода расслабляться в учёбе. Мой курс в LACM был довольно интенсивным. В течение 18 месяцев я проводил в школе больше 12-ти часов почти каждый день. Закончил, кстати, с наградами.

Обе школы, где я учился, дали мне возможность рассмотреть внутренние процессы излюбленной мною музыки. В LACM моими учителями по гитаре были: Tariqh Akoni, который работал с Christina Aguilera, Elton John, Stevie Wonder, потрясающий джаз-гитарист и учитель Jody Fisher, австралийский гитарист Art Renshaw, который за время своей карьеры поработал даже с легендой джаз-гитары Joe Pass, и многие другие.
Во время учёбы в магистратуре я познакомился с Allen Hinds (американский гитарист, записавший или сыгравший с
Натали Коул, BeBe & CeCe Winans, джаз-крестоностцами The Crusaders и другими – Прим. ред.). Он был моим частным учителем по гитаре все два года моей учебы в CSCM. Здесь же мне посчастливилось брать уроки у Abraham Laboriel («...the most widely used session bassist of our time...» - «Guitar Player» - Magazine) - потрясающего музыканта и учителя. Его сын играет сейчас с Paul McCartney. Там же я брал уроки по студийной работе и продакшену у Mauricio Guerrero (имеет пять «Грэмми» за работу с такими артистами, как Shakira, Gloria Estefan, Luis Miguel) и Michael Bradford — бас-гитариста и продюсера — его лист работ бесконечно длинный и включает в себя таких артистов, как Madonna, Run DMC, Deep Purple, Kid Rock, и массу других. Деканом музыкального отделения у меня был Daniel Walker – композитор для кино и ТВ, известный по своей работе над фильмом «Scar Face».

Лос-Анджелес дал мне профессиональный и жизненный опыт, который я не смог бы получить нигде больше.


Фото недоступно

ОБ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

Я не могу сказать, что столкнулся с чем-то новым и неожиданным. Буквально с первых дней своего приезда был постоянно занят – сначала поиском жилья, потом обучением. Программа была очень интенсивная — я приходил в школу к 9 утра, уходил в 1 ночи следующего дня! Потом работа, потом другая школа и т.д. У меня не было времени осознать, что вокруг меня происходило, – всё развивалась быстро, и я был всё это время занят. Несмотря на то, что многое было по-другому, я не помню, чтобы испытал какой-то культурный шок — просто после нескольких лет я осознал, что я сам сильно поменялся. Я думаю, если бы просто переехал, у меня бы сложилось другое впечатление, и перемены я воспринял бы по-другому. Иногда скучал по друзьям и семье. Если бы была возможность, я бы перевёз их всех из России к себе.

Относительно бытовых вещей – во многом тут всё то же самое. Коммунальные услуги оплачиваешь каждый месяц - получаешь счета за газ, электричество, интернет. В некоторых местах, где я жил, мне не приходилось платить за воду отдельно — это было включено в оплату за аренду. Очень многие люди арендуют жильё. Далеко не у каждого есть собственное жилье — из-за разных обстоятельств. Насчёт зарплат — в этой стране бывают очень высокие зарплаты во всех сферах. Но минимальная зарплата в Калифорнии сейчас $10 в час — если работаешь на компанию. Что касается лечения, то всё происходит через страховку. Большинство людей имеют медицинскую страховку, если я не ошибаюсь, по закону каждый должен её иметь. Автомобильная страховка обязательна, можно страховать жильё или другое имущество.

Первые четыре года я жил в Пасадине. Это немного севернее ЛА – в этом городе была моя первая школа (LACM). Сейчас я живу в Orange County, в городе Westminster, в десяти минутах от океана – это на юге от Лос-Анджелеса (примерно 35–40 миль).

Что касается традиций. Не могу сказать, что хорошо их изучил. Но есть некоторые любопытные моменты. В Лос-Анджелесе живут люди со всех концов планеты, и все они привносят в традиции что-то своё. Что особенно заметно, это то, что в США в целом есть условия для комфортной жизни самых разных по национальности и характеру людей. Их история – это история поиска форм общения и общежития для людей из самых разных уголков мира. Взять хотя бы американский английский. В отличие от русского, в нём практически нет двусмысленных выражений. Я думаю, это потому, что была такая необходимость найти язык, который позволяет разным людям понимать друг друга.

Фото недоступно

О ЖИЗНИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ

Свою первую школу я окончил осенью 2013-го. Потребовалось какое-то время, чтобы найти работу. Самый главный залог успеха в этом процессе – ты должен очень чётко знать, чего ты хочешь. Основные действия стандартны – рассылка запросов на прослушивания и посещение этих прослушиваний до тех пор, пока твои желания не состыкуются с потребностями работодателя. Здесь важно не останавливаться, не тратить время на ожидание, чем разрешится каждое отдельное собеседование. Набираешь некую массу и терпеливо ждёшь свой вариант.

В 2014-м я начал довольно активно играть концерты, стал понемногу работать в студиях — у меня начали появляться прочные профессиональные контакты. Летом 2014-го я сходил на прослушивание на магистерскую программу по гитаре в Cornell School of Contemporary Music (CSCM) и получил стипендию. Дальше ещё два года учебы. Потом продолжил работать. К этому моменту у меня за плечами было уже два музыкальных образования и достаточное количество контактов и опыта, чтобы продолжать строить карьеру.

Если ты работаешь в музыке, зарабатывать деньги можно многими способами — можно учить, можно играть концерты — ездить в туры и т. д., делать студийную работу, можно писать песни и музыку — вариантов может быть масса. У каждого карьера складывается по-разному. Для себя мне сложно представить альтернативный жизненный расклад. Если бы я жил в Калининграде, я бы занимался музыкой — это мой жизненный выбор, не зависящий от места, где я живу. Я уверен, что Калининград – прекрасное место для музыканта.

Сейчас я делаю много студийной работы как гитарист, продюсер и саундинженер. Преподаю гитару и звукорежиссуру. Пишу песни и аранжировки для разных артистов.

Фото недоступно

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

Ещё когда я жил в Москве, я участвовал в нескольких проектах. Среди них были московская группа Quick Silver Dolphins - с вокалистом Ярославом Гутгарц и Lost Weekend c вокалистом Дмитрием Грошевым. Мы играли концерты в московских клубах, а также на разных инди-фестивалях.

С 2014 года я работаю с американским хип-хоп-регги-артистом Kokee Vega, который был участником испаноязычного проекта Llaves De La Calle. Одна песня из дебютного альбома вошла в официальный саундтрек к фильму «Фрилансеры» с Robert De Niro и 50 Cent в главных ролях. Ещё шесть песен вошли в саундтрек к многосерийному фильму RPM Miami. В 2014-м он выпустил свой первый англоязычный альбом.

В начале 2014-го я вступил в этот проект как гитарист. Потом мы стали вместе писать материал к его второму англоязычному (с несколькими испаноязычными песнями) альбому. В этом проекте я стал занимать роль не только гитариста, но и продюсера и соавтора песен. Сейчас мы заканчиваем работу над нашим первым общим альбомом. Это интересный проект и опыт — очень много разных музыкантов из разных стран мира - Чили, Англия, Куба, Уганда. Получается очень интересная культурная смесь, и сам альбом на двух языках — испанском (несколько песен) и английском. В одной из песен сыграл барабанщик московской группы Pompeya Дима Винников во время одного из туров группы по США — я пригласил его записать одну песню с нами.

В процессе записи этого материала мы работали со звукоинженером Antoine Arvizu, который известен по своей работе с группой Sublime (40 oz. To Freedom). У него своя студия в Сигнал Хилл (Signal Hill, CA)  – это небольшой город неподалёку от Лонг-Бич (Long Beach, CA). С ним мы записали половину песен для альбома. Сейчас над сведением песен работает гитарист и продюсер Brian Pothier, который сотрудничал с разными артистами и продюсерами. Среди них Denny Laine (участник группы The Wings — сольный проект Paul McCartney) и Jack Douglas (Aerosmith, John Lennon и др.).

За время работы с Kokee Vega мы сыграли много концертов и участвовали в разных фестивалях. Помимо этого проекта, было ещё много других. Меня приглашали играть с разными артистами. Я выступал на разных фестивалях. Последний год я много преподавал.

Фото недоступно

О КАЛИНИНГРАДЕ

Я был в Калининграде летом 2011-го. Город живёт своей не похожей на другие города России жизнью. Очень много красивых мест появилось за последнее время. Помню, каким было Верхнее озеро раньше – там нечего было делать. Парк «Юность», куда мы с дедом ходили кататься на его автокарах, был довольно скучный. Сейчас там просто красота. А остров Канта и собор! Я очень рад, что закончена его реставрация, и появился ещё один шикарный органный зал. Куча классных мест, где можно вкусно поесть. Ну и так далее. Всё это радует. Хотел бы приехать и посетить какие-нибудь концертные площадки, посмотреть и послушать, чем живет молодёжь…

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И АМЕРИКОЙ

На себе я за всё это время в Штатах не почувствовал никакого «накала страстей», мне кажется, это только в телевизоре. Люди, когда узнавали, что я из России, напротив, проявляли интерес к моей стране — задавали много вопросов, никаких обвинений и агрессии. По моему опыту, во всяком случае в Калифорнии, люди держатся позитивных настроений относительно людей из других стран.

Фото недоступно

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ

Из нетуристических мест могу посоветовать клуб Backed Potato. Это место, рассчитанное на 30-50 человек, находится в Studio City, CA. Этот клуб открыл один из участников The Wrecking Crew (считается объединением лучших сессионных музыкантов – Прим. ред.) – Don Randy. Там проходят джемы с участием лучших музыкантов на планете. Я там несколько раз встречал Danny Carey из Tool, Chad Smith из Red Hot Chili Peppers, барабанщика Simon Philips и многих других интересных людей. Очень рекомендую сходить на любой концерт в это место.

О ВЕСЁЛОЙ ИСТОРИИ, СЛУЧИВШЕЙСЯ ЭТИМ ЛЕТОМ

У меня с моим другом и композитором для кино и ТВ из Ирана, Реза Шобейри, был весёлый проект. Он в своём Инстаграме выложил видео, где сделал что-то вроде кларнета из редьки, и играл мелодию, по-моему, из фильма «Лицо Со Шрамом». На следующий день мы встретились и решили сделать проект, где мы будем создавать инструменты из разных овощей и записывать музыку с ними. Проект называется The Potato Team. За год мы записали пять песен с разными овощами. Этим летом мы выпустили наше первое видео

Фото: Reza Shobeyri (первый снимок), Dusia Bach (все остальные)