Рок на «Сельме»Как прошёл фестиваль ANABUK, часть 2

Фото недоступно

Вторая часть нашего отчета куда более детальна и рассказывает о том, как изменились рок-концерты за десять лет, и какое оно: поколение, предшественники которого тусовались исключительно «на Петре».

Даже после того, как не удалось отстоять право проведения на территории области многострадального фестиваля «Кубана», усеченный состав участников все же доехал до города и вместо поселка Янтарный выступил в одноименном дворце спорта.  Однодневный клон «Кубаны» получил обратное прочтение и приписку «первый в мире фестиваль-невидимка», что, в итоге, родило массу различных каламбуров, вроде того, что невидимками выступили не доехавшие до «Янтарного» детройтские рэперы D12. Но даже несмотря на вялую посещаемость, отсутствие некоторых из заявленных исполнителей, накладки в расписании и множество других сложностей, фестиваль Anabuk необходимо признать мероприятием положительным и даже заставляющим серьезно пожалеть о том, что «Кубана» в итоге все-таки переехала в Ригу.

Территория спорткомплекса «Янтарный» отличается отсутствием очередей на вход, отсутствием очередей в туалеты, и преступно пустым залом на выступлении группы «Animal ДжаZ».

Вокалист ансамбля по прозвищу «Михалыч», одетый в звездастые треники и майку с изображением Майлза Дэвиса, заканчивает лиричную балладу, и обреченно вздыхает в зияющий пустотами притихший зал: «Да, наверное, так и должно быть на фестивале-невидимке». Поддержка у «Animal ДжаZ» незаслуженно скудная: исполняющая пафосный стадионный рок группа пребывает в превосходной концертной форме, звучит уверенно, слаженно и прозрачно, а трехоктавный тенор «Михалыч» дает едва ли не Джеффа Бакли. Качеству выступления способствует и ошеломительно хорошо отстроенный для ДС «Янтарного» звук. Более-менее публика оживляется на главном хите «ДжаZа» - «Трех полосках», которыми и заканчивается сэт группы. Несколько минут спустя в очереди к фото-кабинам (единственном месте, помимо скромного фуд-корта, в которое здесь приходится постоять), юные посетительницы фестиваля негодуют насчет прохладного приема петербуржского коллектива: «Так просто нельзя, люди, вы чего?». Из разговоров выясняется, что игравшие до этого «Элизиум» собрали не в пример большую аудиторию.

Фото недоступно

Anabuk здорово демонстрирует то, как изменилась за последнее десятилетие аудитория подобных концертов. В первой половине «нулевых» такое мероприятие было бы легко представить проходящим где-нибудь на аэродроме «Девау» со всеми вытекающими: антисанитарией, грязью, летающими по полю пивными «сиськами», невменяемыми посетителями и то и дело вспыхивающими то тут, то там конфликтами и драками. Ни в зале, ни на прилегающих к ДС «Янтарному» территориях ничего подобного нет: молодая публика скромно пьет пиво из спрятанных в бумажные пакеты бутылок, и заблаговременно выбрасывает тару в мусорки на подступах к спорткомплексу. Пьяных нет вообще, голос повышают только если есть необходимость подпеть исполнителям, извиняются, если вдруг задевают плечом стоящих рядом. Молодежь поголовно выглядит как отличники - нарядно, опрятно и ухоженно; «Не то, что раньше готы одевались в лохмотья чумазые», - замечают те, кто повзрослей. 

Эпоху тусовок «на Петре» можно считать официально закрытой.

На территории фестиваля царит абсолютный ЗОЖ: из стимулирующих напитков в баре только энергетики, а в шатре, где раздают автографы исполнители, волонтеры клеят посетителям на запястья белые ленточки, провозглашающие абсолютную трезвость и отказ от спиртного и сигарет. На газоне возле спорткомплекса имеется фитнес под открытым небом, школа серфинга и шатер с настольными играми; в холле стадиона стоят столы для настольного футбола.

Фото недоступно

Нарушают идиллию следующие участники «Анабука» - группа «НАИВ». Одетый в розовый костюм и темные очки вокалист по прозвищу «Чача» тычет в толпу «факами», уходит за кулисы после каждой песни, практически не двигается по сцене, прямо заявляет о том, что он устал и хочет спать, и умудряется забывать нехитрые тексты собственного сочинения практически в каждой композиции. Оперативно подхватывает забытую песню басист коллектива, который одновременно и второй вокалист, и тамада, и вообще, похоже, самый трезвый участник группы из всех, но даже он не в силах совладать с напрочь «мажущим» мимо ритма и нот исполнением «Чачи». С одной стороны, поклонники не скрывают своего разочарования безалаберным выступлением «НАИВа», с другой, все же это панк-коллектив, а значит есть еще порох в пороховницах.

Фото недоступно

После сэта «НАИВ» объявляется сорока минутный перерыв для того, чтобы подготовить сцену к выступлению хэдлайнеров. К долгожданному выходу финнов HIM ДС «Янтарный» оказывается заполнен примерно на треть, и видимо, лучше уже не будет. Одетый в неизменную шапку «Его инфернальное величество» Вилле Вало избегает света прожекторов, и большую часть концерта проводит в тени. Несмотря на скудное освещение, партер превращается в съемочную площадку: запечатлеть на телефон первое пришествие в Калининград финского повелителя женских сердец стремится буквально каждый второй из присутствующих. На HIM слегка страдает звук: группа звучит на удивление тихо, так, что можно разговаривать, не повышая голоса, стоя прямо у сцены, а из микса почти что полностью пропал бас.

Внушительных размеров, похожий на викинга басист Микко Паананен выкладывается и совершает на сцене движений больше, чем любой другой участник группы, однако до зрителей его звук почти не доходит.

Фото недоступно

Несмотря на ажиотаж среди очевидцев шоу, практически никто не оказывается в состоянии подхватить припев композиции “Right Here In My Arms”, когда Вало предоставляет такую возможность: аудитория явно предпочитает наблюдать за выступлением через экраны смартфонов и отзывается тишиной. Несмотря ни на что, HIM раскачивают зал: внезапно становится очевидным, что за двадцать пять лет своего существования самый популярный финский ансамбль, написал совершенно несметное количество супер-хитов, из которых запросто составляется бронебойная часовая программа практически без пауз. Сонграйтерский гений Вало прорывается даже сквозь тихий и плоский звук, заставляя зал визжать от обилия узнаваемых композиций. Завершает сэт HIM обязательный кавер на Rebel Yell Билли Айдола, которую Вало представляет как «замечательную песню, которую испортил какой-то немецкий чувак по имени Скутер» - композиция играется громко и остервенело; публика в экстазе, разочарованных, кажется, нет.

Впрочем, завершающее фестиваль выступление расставляет все точки и заставляет всех прочих участников Anabuk выглядеть «разогревом» перед действительно большим шоу.

Еще днем на территории комплекса можно было встретить несметное количество людей в футболках с логотипами британцев Enter Shikari, из чего становится очевидно, что большинство посетителей фестиваля пришли сюда непосредственно ради квартета из Сент-Олбанса. Предваряет выход группы на сцену десятиминутный аудиоролик, отсчитывающий минуты до события, звучащий как радиопередача, на которой смешались грайм, джангл, дабстеп и угодившая каким-то образом в этот ряд песня Good Times группы Chic. К выходу на сцену группы, зрители разгорячены и подготовлены: центр зала расчищен под «мош» и, так называемый, «серкл-пит», в котором поклонники коллектива бегают друг за другом по кругу (благо, «свободная» заполненность зала легко позволяла все это проворачивать). Enter Shikari начинают с открывающей композиции со свежей, вышедшей в январе этого года пластинки The Mindsweep, которая из тревожной декламации довольно быстро перерастает в крикливый взрывной пост-хардкор.

Фото недоступно

Уже спустя полторы минуты с начала шоу Shikari, зал сцепляется в энергичном моше; толкаться здесь будут еще час с лишним. Музыка Enter Shikari именно для такого и спроектирована: жанр, в котором выступает коллектив, именуется «Транскор» - пост-хардкор с синтезаторами, дабстеповыми «дропами» и «вобл-басами». Многочастные композиции резко преломляются, заставляя подростков постоянно менять вид активности на живых шоу: инстинктивно они понимают, что в этом месте необходимо попрыгать, здесь потолокаться, а под это соло нужно побегать в кругу. Группа звучит раза в два, а то и в три громче и глубже HIM, от электрического баса содрогаются стены ДС «Янтарного», и в том, что Enter Shikari на самом деле слушает этим вечером весь район «Сельма» сомнений нет. Закаленные европейскими фестивалями участники группы явно не делают различий между площадками: полупустой спорткомплекс их ничуть не смущает, Enter Shikari играют шоу для полутора тысяч человек, точно как на «Гластонбери».Уже по окончании фестиваля на выходе из «Янтарного» в прохладный летний вечер, уже перетекающий в ночь, кто-то явно выбравшийся из душного и потного «слэма» восклицает во все легкие:

«Господи, хорошо-то как!»

Подытожить этот вечер иными словами не представляется возможным.