Джаззовый (Pakisstan)«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее»

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее»

Дима Джаззовый – лидер одного из лучших, на наш взгляд, музыкальных коллективов Калининграда Pakisstan, ранее известного как «Южный Пакистан». Перед концертом-презентацией их нового альбома «Сотня вколотых ножей», который состоится в рамках фестиваля «Нефть Fest» в клубе Kaliningrad City Jazz 18 марта, «Твой Бро» поговорил с Джаззовым. В первую очередь, о переменах в группе, чахлости калининградской хип-хоп тусовки и ЗОЖ-рэпе

«Южный Пакистан» - группа, появившаяся на задворках Балтрайона в конце нулевых. Начав с экспериментов, сделанных чуть ли не на караоке-микрофонах, к середине десятых коллектив уверенно занял нишу одного из самых интересных проектов Калининграда. Ураганные живые выступления, мощные биты, пронзительные тексты – все это сделало их звездами калининградского андеграунда. В 2015 году группа получила сразу несколько наград «Номер Один Awards», дала ряд незабываемых выступлений на самых различных площадках, а в 2017 год вошла, выпустив новый альбом – «Сотня вколотых ножей», довольно зрелую и уверенную пластинку о боли в большом городе, ностальгии и съедающем тебя изнутри эго. При этом состав участников «Южного Пакистана» изменился, как и название – теперь они Pakisstan. Сейчас узнаем, почему.

На фото ниже: «Южный Пакистан» в старом составе за кулисами премии «Номер Один Awards 2015»

«Южный Пакистан» - группа, появившаяся на задворках Балтрайона в конце нулевых. Начав с экспериментов, сделанных чуть ли не на караоке-микрофонах, к середине десятых коллектив уверенно занял нишу одного из самых интересных проектов Калининграда. Ураганные живые выступления, мощные биты, пронзительные тексты – все это сделало их звездами калининградского андеграунда. В 2015 году группа получила сразу несколько наград «Номер Один Awards», дала ряд незабываемых выступлений на самых различных площадках, а в 2017 год вошла, выпустив новый альбом – «Сотня вколотых ножей», довольно зрелую и уверенную пластинку о боли в большом городе, ностальгии и съедающем тебя изнутри эго. При этом состав участников «Южного Пакистана» изменился, как и название – теперь они Pakisstan. Сейчас узнаем, почему.На фото ниже: «Южный Пакистан» в старом составе за кулисами премии «Номер Один Awards 2015»

О переменах, произошедших со времени последнего разговора

Мы не общались почти два года, многое изменилось. В первую очередь – «Южный Пакистан» теперь называется Pakisstan. Почему?

По ряду причин. Мы расстались с некоторыми участниками группы, давно пора было что-то менять. Мы начали делать рэп году в 2009, и под именем «Южный Пакистан» записано довольно много песен, к которым мы имеем довольно опосредованное отношение. Мы выросли во всех смыслах – личностном, творческом – и решили, что раз мы расстались с некоторыми людьми, и у новых песен совершенно другой посыл, нежели раньше, то стоит изменить и название. А по-английски написали… ну просто, чтобы был хэштег свой: #pakisstan.

За эти два года даже в контексте русскоязычного околохипхопа очень много произошло: появились «Грибы», кажется, окончательно сошёл с ума Иван Дорн, расцвёл и зачах клауд-рэп… А в Калининграде не произошло ничего. У тебя есть версия, почему?

Дорн вообще крутой! А у нас… Все говорят, что мы живём типа в европейском городе, но ни хрена. Мы живём в глубокой провинции. У нас в городе живут очень крутые люди, но они не поддерживают никого, сами по себе, ничего никому не надо. Сегодня тут за стенкой (разговор состоялся 11 марта в баре «Ельцин» - прим.ред.), в столовой, приезжают питерские ребята и делают тусу. Просто диджеи – стоят и нажимают на кнопку. И, поверь, там аншлаг будет. У нас ребята, которые по факту гораздо круче, делают вечеринки, а на них никто не приходит. Люди не суппортят друг друга, я не знаю, почему. Сцена музыкальная одна, грубо говоря. Все, кто хоть что-то могут, знакомы друг с другом много лет и, наверное, друг друга … (утомили). И не ходят на концерты, да и всё.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее»

Ну это ещё и вопрос глобализации. Для аудитории одинаково близки условный «Пакистан» и какие-нибудь чуваки из Питера. И те, и те на расстоянии клика, но у ребят из Питера больше подписчиков, и исходя из этого, я думаю, делается вывод, что питерские модней.

Да. Сейчас вообще время такое, что люди приходят на концерт с вполне конкретной целью. Я даже не говорю про бодриться, танцевать. Они просто приходят, стоят и смотрят в телефон, смотрят весь концерт через телефон, это же … (с ума сойти).

Слушай, а как ты относишься к направлению так называемого ЗОЖ-рэпа?

Вообще никак к нему не отношусь! Это не моя фишка, это очень далеко от моего понимания рэпа. Раньше, когда я читал рэп, я кого-то призывал, мол, будь сильнее и проще. Сейчас я не готов этого делать. Сейчас наши песни - это советы, а не призывы. А эти ЗОЖники прямо навязываются – брось курить, возьми штангу в «Спортмастере», образумься. Если человек неглупый, то он сам принимает решения и несёт за них ответственность. Есть мама, папа и друзья, а эти типы непонятно зачем мне лечат. Вон, Миша Маваши – он же ЗОЖ, все дела. Лежит в больнице в тяжёлом состоянии. Ему прописал доктор какие-то препараты, он от них отказался, и теперь лежит в больнице с ломкой. Вот тебе и весь ЗОЖ-рэп.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №2

О новом альбоме «Сотня вколотых кожей»

Ребята, которые ушли – они принимали какое-то участие в новом альбоме «Сотня вколотых ножей»?

Только Олег Лукас. Мы записали с ним одну песню, он хотел отметиться на релизе, ну мы подумали: «Почему бы нет?» Он легко прыгнул на бит, и всё получилось.

А почему всё же расстались?

Ну вообще мы изначально с Андрюшей делали альбом вдвоём. И решили так и остаться вдвоём, потому что у нас были некоторые, скажем так, разногласия в группе, и жёсткого характера в том числе. Не по музыке. По образу жизни, я бы сказал.

Какова роль ещё пятерых людей, помимо Лукаса, отметившихся «фитами» на альбоме?

Самая непосредственная. Они помогли нам сделать этот альбом. Это люди, которых мы очень хотели видеть на совместных композициях. Все сразу же согласились (Совместные треки на альбоме «Сотня вколотых ножей» Pakisstan сделали с уже упомянутым Олегом Лукасом, Женей Дидур, Galafo, DJ Shaker и Лёхой Никоновым – прим.ред.) без проблем.

У вас, тем не менее, были же определённые стилевые метания в плане живых выступлений? Я ведь помню совместный концерт с «Кирпичами», когда вас человек 10 на сцене было.

Да, это в «Ялте». Тогда мы решили попробовать немного другой формат, хотели выступить лайв-бэндом, были, конечно, некоторые технические проблемы, но это был, на мой взгляд, самый эпичный концерт из всех, что мы давали.

Также и в альбоме слышны перемены в звучании. Есть что-то от новой школы, есть чуть олдскула. Это просто попытка – давайте сделаем так – или новый звук «Пакистана»?

Мы всегда были ребятами, которые хотели экспериментировать со звуком. Я ещё в 2011 где-то году пытался свои сольные треки записывать на какой-то хаус-бит, на что угодно… И в этом альбоме мы наконец-то поняли, как хотим звучать. Начали осознанно работать с крутыми людьми. Мне нравится новая школа, старая немножко поднадоела. Скучно читать на биты одного темпа, хотелось свой флоу разнообразить, научиться читать побыстрее, помедленнее. Всё для разнообразия!

Сколько времени прошло вообще с написания первой строчки или первого бита до выпуска альбома?

Мы всегда были такими типами, что никогда пачками не выдавали материал. … (Раздолбаи) мы, короче. Год где-то готовили мы альбом. Там 9 песен, это не так много. По меркам рэпа современного – вообще ерунда. Блин, Ноггано 32 песни на альбоме сделал, … (с ума сойти)! Но мы не спешили просто. Делали, я бы сказал, осознанно.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №3

О сольнике Джаззового

Работа над твоим сольником не мешала?

Да нет, не мешала, он вышел полтора года назад почти. Я могу песни писать очень быстро. Могу в день написать пять песен, но они лично меня не будут удовлетворять. Я должен быть доволен текстом. Один чувак, у которого я всю жизнь учился, говорит, что теперь он у меня учится.

Это кто?

Лёха Никонов (лидер питерской группы «Последние танки в Париже» - прим.ред.)! Он недавно в онлайне отвечал, что есть, чему мне поучиться у этих калининградских ребят. Для меня это было самым крутым комплиментом. Если бы не Лёха Никонов, я бы никогда не начал ничего писать. Мне это очень польстило.

Незадолго до выхода альбома вышел клип на твою сольную песню. Расскажи о его создании, кто делал, кто парень в клипе?

Клип мы делали почти год. Изначально там должен был быть другой масштаб совершенно, но, как всегда, это всё замялось. Во-первых, потому что мы в разных городах живем – клип же в Москве снимали. Ну и сделали его, грубо говоря, на коленке. А что ему пропадать? Кто танцующий парень – я даже не знаю. Все сцены практически снимали без меня. Я был только в сцене с краской. Я был в Калининграде, они в Москве. Снимал Матвей Ставицкий, мой кореш, вокалист Jealous, известный оператор. Я, честно говоря, не помню уже, как вся идея клипа родилась… Мы просто общались, а потом они мне говорят: «Приезжай в Москву, снимем». Я такой – окей, взял билеты, прилетел. А ребята, которые помогали Матвею – это ребята из Москвы, Backyard Moscow – известные довольно, они и для Adidas многое снимали, у них всё круто получается.

Ну ладно, вернёмся всё же к альбому «Пакистана». Он агрессивный довольно. Почему?

Год был дебильный. Об этом все говорят. Я обычно не подписываюсь под мнением всех, но тут я согласен. Год правда был сложный, очень много негативных событий. Всё, что происходит вокруг, мы отражаем в песнях. Мы же не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась, всё, … (конец). Это несерьёзно.

Но при этом он гораздо более сложный, взрослый и личный. Видна какая-то рефлексия по прожитому, по бывшим. Тебе стало легче, когда ты всё это прочитал?

Конечно. Так всегда. Кусок жизни – это выход пластинки. Ты долго паришься, понимаешь уже, как это будет выглядеть, но тебе нужно себя выплеснуть. А закончив, становишься абсолютно счастливым. Внутри очень круто себя ощущаешь. У меня сейчас висит материал новый, для сольного EP, там от трёх до пяти треков будет. Я чувствую, что с этим уже нужно расстаться. Я его точно выпущу, но он меня так тормозит в плане мыслей, которые я им стараюсь передать. Мне нужно уже это выкинуть и не думать об этом.

Пару месяцев назад мы встретились на какой-то вечеринке на «Вагонке». И, когда я спросил тебя насчёт презентации альбома, ты сказал мне, что тяжело это сделать по личным причинам, из-за нехватки времени… Что это такое – бытовуха побеждает Pakisstan?

Ни в коем случае. Просто не хотелось делать так – только выпустили альбом, сразу фигачим концерт. Мы ждали момента, когда это будет круто для нас. Вот этот момент настал, появилось предложение клуба, которое нас устраивает, мы и сделали.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №4

О том, что такое «Пакистан» для калининградкой рэп-тусовки, и ближайшем концерте

Слушай, а какой вообще у «Пакистана» сейчас статус в калининградской рэп-тусовке? Молодые ребята смотрят снизу вверх, спрашивают совета?

Да мы ни с кем не коннектимся практически. Мне ничего не нравится из калининградского. Есть какие-то отдельные молодые парни, но они все гонят в своих песнях – «Мерс» папин, жопа мамина. Вот они все об этом и читают в духе новой школе. Те ребята, которые что-то реально могут, погрязли в олдскуле, от которого уже дышать невозможно, это неинтересно. Кто-то нас респектует, кто-то нас не любит.

Почему не любят?

Да потому что мы никогда не были в рэп-тусе, всегда были панками. Но я при этом про рэп знаю больше, чем они, раз в двести. Я просто не хочу это показывать – мы просто делаем то, что делаем. Мы всегда были такими - аутсайдерами. Но нам нравится этот статус. Поэтому и ближайший концерт мы делаем не с какими-то рэперами, хотя могли бы набрать ребят. Мы делаем осознанно с рокерами, потому что они честные.

Почему вообще ближайший концерт проходит под вывеской «Фестиваль Нефть» - нефти в нашей стране всем не хватает. Везде в России одни и разговоры только на нефть. И мы хотим дать людям этой нефти. Люди забыли, что такое лайв-выступления. И мне всегда нравился подобный формат. В Европе, Америке давно уже все перемешались – рэперы тусуются с панками, техно-музыкантами, делают коллаборации какие-то, выступают вместе. А у нас это какой-то космос. Все только … (говорить) могут. А ты не … (говори), а сделай.

А кто вообще придумал эту «Нефть» и её концепцию?

Я придумал. Просто когда предложили концерт, я сказал: «Ну давайте ещё позовём ребят, которые нам нравятся». Blues Monday – охрененная группа, очень эмоциональная, с крутой подачей. Houston, We Have Problems – суперкрутые ребята. Также позвали Хани, потому что почти все концерты «Пакистана» проходят с ним. Он невероятно недооценённый человек в городе, который играет суперсовременное крутое музло, в которое народ просто не врубается.
И это всё – четыре разных формата музыки. Это по сути фестиваль. Ну и пришло на ум слово «Нефть» - потому что всем в России нужна нефть. Нефть – это мы.
На ближайшем выступлении-презентации альбома мы, к сожалению, не сможем пригласить на сцену всех, кто работал над ним. Один человек живет в Новом Уренгое. Лёха Никонов живёт в Питере, Женя Дидур – в Крыме. На одном трэке есть Лукас и Вася. Если придут – прочитаем с ними. Не придут – сами зачитаем.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №5

О будущем и секретах

Хочу про будущее спросить. Все меняемся, становимся старше, меняется тематика песен. Сейчас у вас наверняка меньше проблем с полицией и всем таким. О чём будете читать через несколько лет?

Полиция меня вообще теперь никак не касается. Этого всего стало меньше, мы стали взрослей, у нас другие дела и мысли. Мы стали легальнее, в каком-то смысле. А что будет через несколько лет… Я не знаю. По-любому, это будет отсебятина в хорошем смысле от этого слова. Мы пока не начали работу над новым альбомом. Пока хочу выпустить сольную «ипишку». Она будет называться «Клуб 27». Три песни готовы, ещё две в работе.

Ну и давай напоследок какую-нибудь крутую историю из жизни «Пакистана», которую не рассказывал раньше.

Запись на студии - это всегда угар. Мы там в таких состояниях летали, это просто космос. Самая крутая штука была, когда в 2010 году мы записывали свой первый микстейп на студии Naked King. Мы пришли к ним и за день записали 11 песен. Было настолько жарко, что мы весь день ходили в трусах, пили чёртов Blazer целый день, курили постоянно… Там такой ад был! Я никогда этот день не забуду. За день написали 11 песен, прикинь! Пока Андрюша зачитывал, я что-то писал на коленке. И до сих пор, если посмотреть в интернете, эти песни больше всего слушают! А они были придуманы реально из пальца. Мы просто упоролись в говно и сделали, считай, альбом…
Сейчас уже не так. Мы приходим в студию работать. Но всё равно очень смешно всё происходит.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №6

Концерт-презентация альбома «Сотня вколотых ножей» группы Pakisstan состоится в рамках фестиваля «Нефть Fest» в клубе Kaliningrad City Jazz 18 марта. Вход с 21 часа.

«Не будем читать рэп о том, что трава везде кончилась. Мы стали легальнее и взрослее» Фото №7

Фото: Артём Килькин, архив группы «Южный Пакистан»