Карнавал рокапопса«Мумий тролль» отметил 20-летие альбома «Морская» в ДС «Янтарный»

Фото недоступно

Спустя годы кажется, что до 1997 года отечественный рок долгое время пребывал в анабиозе, и только после «Морской» что-то завертелось. Возникли Земфира, «Наше радио», появилось MTV, пришла «та молодая шпана», о которой пело предыдущее поколение русских рокеров. «Мумий тролль» отмечает 20-летие эпохального альбома большими гастролями, на которых исполняет диск целиком вместе с бонус-треками. «Твой Бро» отправился на концерт группы в ДС «Янтарный» и задумался о том, почему двадцать лет спустя после выхода этой прорывной пластинки, гитарная музыка снова забуксовала

Недавнее большое интервью лидера «ДДТ» Юрия Шевчука открывается развернутым размышлением о том, почему русский рок стал вызывающе скучным и унылым. «Кризис жанра налицо, - говорит там Шевчук. – Российский рок переживает не лучшие времена, это точно. Очень все заезжено, нет прорывов, свежака». На фоне этих слов невозможно не вспомнить о «Морской» - возможно, величайшей отечественной рок-пластинке 1990-х, во многом, новаторской и прорывной записи, примера того самого настоящего «свежака», который вышел в самое подходящее время, как раз в период схожего с сегодняшним музыкального застоя. С «Морской» началась мода среди отечественных музыкантов записываться за рубежом, считается, что это был первый в стране диск, продавшийся тиражом в миллион копий, «Владивосток-2000» стал первым видеоклипом, показанным в эфире отечественного MTV, и так далее.

Но главное – «Морская» определила звучание русскоязычной музыки на ближайшие десятилетия, нашла совершенно новые для русскоязычной музыки гармонии и интонации. Свела восток и запад – дворовую трехаккордную песню с утонченным и манерным брит-попом. Она запустила шестеренки российской музыкальной индустрии. После нее появились Земфира, «Танцы минус», «Мультfильмы» и еще сотни похожих групп, в русский язык вошло слово «рокапопс», появилось «Наше радио» и то, что можно по нему ставить. «Я не очень люблю юбилеи, стараюсь не оглядываться назад, и ностальгически-романтические воспоминания — это точно не про меня. Но то, что «Морская» стала не просто альбомом, а некой «жизненной установкой» для целого поколения слушателей, — это факт», - рассуждал Лагутенко в одном из интервью, посвященных юбилею альбома. Гастрольный тур, на котором исполняются все песни с альбома, включая бонус-треки, видится, своего рода осмыслением этого момента, поворотного для всей российской поп-музыки. Так же, как страна в этом году поголовно обратилась к событиям 1917 года для того, чтобы в очередной раз подумать о том, каким образом «мы свернули не туда», примерно так же необходимо снова пережить свой 1997, и сделать какие-то выводы.

Фото недоступно

Шоу «Морская. 20 лет» - самый масштабный сольный концерт из всех, что давал в Калининграде «Мумий тролль». Несмотря на понедельник, к дворцу спорта «Янтарный» стекаются толпы людей. В холле их поджидает стойка с мерчендайзом «Морской» - толстовками от Гоши Рубчинского, футболками с изображением обложки диска и надписями «Владивосток», а также роскошно переизданная аудиофильская пластинка с альбомом. В зале огромная сцена, завешанная полупрозрачной тканью с установленным на задней стене огромным кругом, напоминающим о сценическом оформлении, которое использовали на своих выступлениях Pink Floyd в середине 1990-х. Конфигурация зала точно такая же, как на недавнем концерте «Би-2», количество пришедших зрителей, кажется, даже больше.

Ровно в 19.30 в зале гаснет свет, на полупрозрачную ткань проецируется видеоролик с грузовыми контейнерами. Ролик завершается, ткань спадает, стартует шоу. Первую четверть концерта композиции с «Морской» идут одна за другой в том же порядке, что и на альбоме без пауз. Звучат «Вдруг ушли поезда», «Девочка» и «Утекай»; все же концентрация хитов на диске 1997 просто запредельная. «Мумий тролль» звучит очень громко, звук ощутимо гуляет по залу, но слышно все отчетливо, вокал не тонет в прочих шумах. Самое важное, за чем пришли на этот концерт зрители – это бешеный драйв «Морской», этого стремительного, ясного и свежего даже спустя 20 лет альбома. И тут «Мумий тролль» не разочаровывает: материал на альбоме настолько зажигательный, что исполнять его вяло попросту невозможно.

После «Морской болезни» порядок композиций нарушается. «Роза Люксембург», которую Лагутенко исполняет с интонациями Гарика Сукачева, сменяется не привычным «Владивостоком-2000», а «Алмазами» с альбома «Икра». В сет-лист также вклинивается «С чистого листа» из «Пиратских копий». Песни разбавляются плотными психоделическими гитарными джемами. В них срывается и вторая половина «Невесты», во время которой битмейкер и электронщик DZA, гастролирующий в составе «Мумий тролля», умудряется даже «поскретчить».

В финале основной части концерта группа прибегает к тяжелой артиллерии. Звучит «Карнавала не будет», во время исполнения которой в туловище Лагутенко прилетает здоровенный букет цветов. Лидер «Мумий тролля» незыблем и продолжает исполнять песню, не шелохнувшись. За «Карнавалом» следует прибавивший в актуальности с выпуском новой денежной купюры «Владивосток-2000». Заключительный элемент этого сокрушительного «комбо» – «Медведица», которую поет кто-то из зрителей по спущенному в зал микрофону. В припеве Лагутенко потрошит прилетевший на сцену букет, а во второй половине композиции, к удивлению слушателей, неожиданно врубает лютый дабстеп. После – затишье: круглый экран позади сцены хитро обыгрывает дизайн «Морской», дворец спорта наполняется эмбиентом.

Фото недоступно

На бис «Мумий тролль» исполняет «Долю риска», «Ранетку» и «Дельфинов», под которых на стены зала проецируют красиво анимированные переплетающиеся ветки и бирюзовые волны. «Всё не так уж важно», - обреченно-мечтательно тянет зал, Лагутенко же акцентирует внимание на слове «Всё». Выглядит это, как похороны жанра: вокалист в черной мантии, похожий на церковного служащего, вздымает руки к потолку, затем обрушивает их и повторяет: «Всё». После этого рокапопс можно официально закрывать и больше к нему не возвращаться. Ну только разве что по каким-нибудь юбилейным датам.

Фото: Артем Килькин