«А ну, давай-давай, наяривай!»Группа «Любэ» выступила в светлогорском «Янтарь холле»

Фото недоступно

Практически любой, кто прожил последние 20 - 25 лет в России, может легко назвать и даже напеть от двадцати до тридцати композиций «Любэ», вне зависимости от своего к ним отношения. Эта музыка была в современной России всегда, витала в воздухе, доносилась из квартир и из магнитол автомобилей, звучала в забегаловках и на городских праздниках, от нее было не скрыться. Помесь маскулинного, маршевого поп-рока с авторской и дворовой песнями крепко осела в голове целой страны. «Твой Бро» отправился на выступление «Любэ» в светлогорском «Янтарь холле» для того, чтобы стать свидетелем народного единения в зале

Чем взрослее мы становимся, тем сложней воспринимать группу «Любэ» как нечто лубочное, притянутое за уши и слегка комичное. Не далее как в минувшую пятницу мне довелось слышать рассказ своего близкого друга об одних из своих первых воспоминаний в жизни: распад СССР, эйфорические, «чумные» танцы под «Атас» на повторе по двадцать раз подряд и вывод советских войск из Литовской Республики со слезами на глазах под ту же самую песню.
«Для одних людей эта песня означала конец одной эпохи, для других - начало другой, это очень сильно чувствовалось», - рассказывал он. Не далее как в минувшую среду один из популярнейших рэп-роковых коллективов в стране «25/17» опубликовал новую композицию «Ой», бит которой построен на сэмпле из песни «Любэ» «Полустаночки». «Учась в институте, мы слушали «Пантеру», «Паблик энеми», «Оникс», «Даунсет» и «Любэ». Но «Любэ» мы слушали не в шумных компаниях, где принято производить впечатление на ровесников самыми актуальными записями, а дома, на кухнях, с близкими, под водочку, - писал в сопроводительном эссе участник «25/17» «Бледный». - Наши ровесники заезжали на зоны, воевали в Чечне, и эти песни были про нас и про наших друзей. И про наших мам, пап, бабушек и дедушек. Слишком русские песни».

Чем дальше, тем легче стряхивают с себя «Любэ» намертво приклеившийся к ним ярлык «Любимая группа В. В. Путина», перерастая в то, чем являются на самом деле - музыкальным выражением России, ее звуковым эквивалентом, нравится это кому-то или нет.

И, судя по толпам, через весь Светлогорск тянущимся в «Янтарь холл» воскресным вечером, более народный коллектив еще нужно поискать.
Среди изъятых из карманов посетителей бутылок с водой и минералкой возле металлоискателей у восточного входа в «Янтарь холл», красуется початый шкалик Hennessy – публика в зале собирается явно разношерстная, от простых работяг, работников авторынков и мелких предпринимателей до первых лиц региона. В партере можно заниматься правительственным «селебрити споттингом»: вот в зал зашел бывший мэр, вот с семьей по центру уселся нынешний губернатор, счет присутствующих депутатов идет на десяток. «Любэ» выходят на сцену под записанное вступление: закадровый голос зачитывает ностальгический текст про то, как «мы встретились с тобою», бессменный лидер группы Николай Расторгуев берет гитару в руки и затягивает песню «Ах, заря-заря». Характерный саунд «Любэ» окутывает заполненный «Янтарь холл», переборы акустической гитары, звуки баяна, теплые, хрипловатые интонации Расторгуева на раз растапливают сердца слушателей, взрывающихся аплодисментами под конец номера. Расторгуев спрашивает, как дела со звуком в зале, и получает в ответ шквал одобрительных возгласов. «Наша мечта – посмотреть наш собственный концерт из зала, - делится он со зрителями. – Но пока что технологии этого не позволяют». Группа действительно звучит очень хорошо, разве что лид-вокал на первых нескольких композициях немного тонет в общем миксе, однако вскоре все гармонично выстраивается.

Для второй песни, которую исполняют «Любэ», Расторгуев ставит на стойку акустическую гитару, закидывает на плечо «Телекастер» и просит минуту для того, чтобы настроиться. Делает он это в абсолютной тишине: к вокалисту «Любэ» в зале относятся с неподдельным почтением, и здесь легко провести параллель с его принадлежностью к правящим кругам государства; в зале его просьба – закон. Стартует «Гитара семиструнная», со строчкой «А ну давай-давай, наяривай» в припеве. Расторгуев играет риффы в духе Нила Роджерса, «Любэ» обретают грув. В связи со случившимся за неделю до светлогорского концерта избиением басиста группы Павла Усанова на концерте его заменяет второй клавишник, выдающий бас на синтезаторе; звук при этом практически ничего не теряет. Долгое время в прессе циркулируют слухи и о проблемах со здоровьем у Николая Расторгуева, однако лидер «Любэ» их развеивает: ведет себя сдержанно, но в меру бодро, стреляет по залу глазами и звучит точь-в-точь, как на записи. В представшем перед жителями Калининградской области составе «Любэ» отсутствует басист, зато имеются сразу три бэк-вокалиста, и, наблюдая за их работой в группе, невозможно приуменьшить важность хоровых распевок в звуке группы, точность и тонкость их аранжировок. На следующем за «Гитарой» классическом номере «Батька Махно» басовый бэк-вокалист выдает ритмичный свист, засунув пальцы в рот – тоже важная функция, которая ложится на плечи «бэков».
Позади группы расположен экран, на котором демонстрируется видеоряд, сопровождающий композиции. Под «Главное, что есть ты у меня» психоделические видеоабстракции, переливавшиеся и сиявшие на предыдущих композициях, сменяются архивными черно-белыми кадрами летней Москвы 1960-х: ранним утром выезжают из депо пузатые троллейбусы, на автобусной остановке укрываются от теплого дождя студентки. Дискография «Любэ» насчитывает с три десятка синглов, любой из которых можно угадать с первых нот, однако концерт в «Янтарь холле» совершенно не похож на победоносное гарцевание и хит-парад. Вместо этого Расторгуев предупреждает, что группа собирается играть для слушателей много нового и редкого материала, и заводит композицию «Не смотри на часы», из альбома «Рассея» 2005 года, с которой большинство присутствующих явно мало знакомо. Следующий номер он предваряет рассказом о последнем диске группы, вышедшем в прошлом году, получившем могучее название «За тебя, Родина-мать», и шутит, что песню «Якоря» из него слышали примерно пять человек. Тем не менее, композицию он называет одной из самых любимых в репертуаре «Любэ».

Перед антрактом группа все же решается на комбо из проверенного материала. Звучат «От Волги и до Енисея», под которую на фоне улыбчивых бэк-вокалистов на экране показывают реку, лодочку, полюшко, закаты да рассветы; продолжается все «Дорогой» и «Ребятами с нашего двора». «Любэ» покидают сцену на 15 минут, в это время к микрофону выходит кто-то из персонала группы и напоминает о расположенной в фойе стойке с мерчем: «Дорогие слушатели, специально для вас Продюсерский центр Игоря Матвиенко привез творческую продукцию!». Творческая продукция включает в себя последний альбом группы, сборник лучших хитов на трех дисках и памятную открытку с фотографией коллектива – все, подписанное Расторгуевым.

Второе отделение стартует с заглавной композиции из сериала «Улицы разбитых фонарей»; на экране позади «Любэ» возникают молодые милиционеры Плахов, Вася Рогов, Дукалис и прочие знакомые с детства лица.

Когда к ним добавляется молодой же Расторгуев и участники группы, зал взвывает и начинает хлопать в два раза интенсивней. После страшной песни про то, как «Русские рубят русских», посвященной гражданской войне, из зала начинают сыпаться просьбы и заказы, на которые лидер «Любэ» отвечает, что у него имеется рожденная в муках и бессонных ночах программа, которая всех не сможет удовлетворить. Исключение он делает для народной песни «Мы пойдем вдвоем по полю с конем», предварительно называя ее «студийной историей», потому что для нее требуется хор из сорока человек. Тем не менее, он начинает петь ее а капелла, и зал подключается моментально. Исполнение «Коня» «Янтарь холлом» звучит до мурашек феноменально: гармонично и стройно, из трех с лишним тысяч зрителей не фальшивит, кажется, никто вообще; это настоящая народная песня и настоящее народное исполнение. К Расторгуеву и зрителям подключаются бэк-вокалисты, музыканты берутся за инструменты - все вместе, кроме шуток, представляет собой опыт практически религиозного характера и завершается восторженной всеобщей овацией.
«Любэ» исполняют знакомую песню, которую, по собственному признанию, раньше не играли: «Орлята учатся летать» они посвящают российским летчикам, проведшим военную операцию в Сирии. В зале кто-то выкрикивает: «Про моряков давай!», гитарист «Любэ» берет первый аккорд «Там, за туманами», а Расторгуев делает характерный жест, мол, вот, пожалуйста. Вообще, стоит признать, что вокалист и лидер «Любэ» - один из наиболее нетипичных фронтменов в истории отечественной популярной музыки: низенький, коренастый, насупленный и строгий, но при этом бесконечно обаятельный и харизматичный. Его общение с залом между песнями часто сводится буквально к одной-двум обрывистым фразам, но этого хватает с лихвой, он не совершает лишних движений, но держится необыкновенно естественно.

Шоу движется к финалу: звучат «Не валяй дурака, Америка» («Раньше эта песня была невероятно популярна, а сейчас эта песня невероятно актуальна») и «Давай за них, давай за нас». Расторгуев объявляет: «А сейчас мы поиграем с вами в игру: угадай песню с одного аккорда». Зал не ошибается: звучит «Ты неси меня река». Завершает выступление заглавная композиция из последнего альбома группы, за бортом остаются такие монументальные хиты, как «Атас» и «Комбат», без которых, казалось, невозможно представить «Любэ», но благодарный зал, тем не менее, устраивает стоячую овацию. Здесь «Любэ» всех переигрывают: несмотря на пресловутую вхожесть в правящие круги Отечества, Расторгуев и компания явно не желают по их примеру бронзоветь и покрываться пылью. Вместо этого они выдают живое во всех смыслах выступление живой группы и покоряют публику с новой, неслыханной силой.


Фото: Бока Су