Зашли по-соседскиВышел арт-гид «Близкий незнакомец: Гданьск–Калининград–Клайпеда»

Вышел арт-гид «Близкий незнакомец: Гданьск–Калининград–Клайпеда»

1 декабря, в свой восемнадцатый день рождения, Балтийский филиал Государственного центра современного искусства презентовал путеводитель «Близкий незнакомец» по трём городам - Калининград, Гданьск и Клайпеда. Главное отличие этого гида от классического перечисления популярных достопримечательностей - это то, что главных героев книги, то есть те самые места, которые рекомендуются к посещению в каждом из трех городе, выбирали и описывали художники, кураторы, писатели и искусствоведы. А они, как известно, имеют особый взгляд на любой предмет

Арт-гид «Близкий незнакомец» - не первый опыт Балтийского филиал ГЦСИ в деле популяризации нетривиального, нетуристического взгляда на город. В 2005 году, в честь празднования 750-летия Кёнигсберга, Центр современного искусства совместно с АПКИ «Транзит» издал первый специализированный художественный путеводитель «Арт-гид. Кёнигсберг/Калининград сегодня». В создании книги приняли участие 86 авторов из 12 стран мира, которые в разное время посещали город и участвовали в художественных проектах ГЦСИ. Сборник пользовался огромной популярностью в России и Европе, и сейчас стал практически библиографической редкостью.  

Новый путеводитель охватывает не только Калининград, но и соседские Гданьск и Клайпеду благодаря тому, что сборник реализовался в рамках международного проекта «Близкий незнакомец», направленного на развитие культурного сотрудничества и профессионального обмена в области contemporary art между Литвой, Польшей и Россией. Летом 2013 года деятели современного искусства из этих трех стран вместе отправились в арт-экспедицию по юго-восточному побережью Балтики: 13 дней, 20 городов и 44 объекта, включающих в себя музеи, исторические памятники, казармы, орденские замки, соборы, кирхи, уникальные природные ландшафты и аномалии,  подводные лодки, исторические захоронения, кладбища, порты, колонии птиц, мастерские художников, экспозиции частных коллекционеров, независимые арт-пространства, бывшие военные базы, архитектурные ансамбли, книжные и антикварные магазины, slow-food закусочные, бары и кафе. Результатом этого путешествия стал уникальный арт-гид «Близкий незнакомец: Калининград — Гданьск — Клайпеда»,  включающий в себе эссе, статьи, стихи, прозу, зарисовки участников, которые размышляют о противоречиях, стереотипах и предрассудках, сопровождающих наши территориальное соседство, а также пытаются найти то «общее», что делает нас по-настоящему близкими и интересными друг другу.

Елена Цветаева, директор Балтийского филиала ГЦСИ, редактор издания «Близкий незнакомец»: «Со временем первого арт-гида город и регион очень изменились, и отношения с нашими соседями тоже претерпели большие изменения. Поэтому и появилась идея проехать по определенному маршруту вместе с польскими и литовскими коллегами, творческими людьми - прожить с ними две недели, услышать, что они говорят, рассказать, что мы думаем. Результатом такого путешествия стал проект «Близкий незнакомец». С литовской стороны нашим партнером выступил Центр культурной коммуникации из Клайпеды, а с польской - Центр современного искусства Łaźnia из Гданьска. По завершению арт-экспедиции эти центры также выпустили свои издания. Книги получились очень разными, потому что наши партнеры включили в них только эссе участников экспедиции, а мы решили, что если есть возможность пригласить в проект, например,  Андрея Битова, Томаса Венцлова и других интересных людей, то это сделает издание больше, шире и интересней. В результате у нас получился своеобразный документ времени «до» - до всех этих недавних политических событий, которые, к счастью, никак не повлияли на тексты наших авторов. Новый арт-гид - это, прежде всего, живые, очень искренние рефлексии и описание состояния современного искусства Польши Литвы и Калининграда - части России».

Елена Цветаева, директор Балтийского филиала ГЦСИ, редактор издания «Близкий незнакомец»: «Со временем первого арт-гида город и регион очень изменились, и отношения с нашими соседями тоже претерпели большие изменения. Поэтому и появилась идея проехать по определенному маршруту вместе с польскими и литовскими коллегами, творческими людьми - прожить с ними две недели, услышать, что они говорят, рассказать, что мы думаем. Результатом такого путешествия стал проект «Близкий незнакомец». С литовской стороны нашим партнером выступил Центр культурной коммуникации из Клайпеды, а с польской - Центр современного искусства Łaźnia из Гданьска. По завершению арт-экспедиции эти центры также выпустили свои издания. Книги получились очень разными, потому что наши партнеры включили в них только эссе участников экспедиции, а мы решили, что если есть возможность пригласить в проект, например,  Андрея Битова, Томаса Венцлова и других интересных людей, то это сделает издание больше, шире и интересней. В результате у нас получился своеобразный документ времени «до» - до всех этих недавних политических событий, которые, к счастью, никак не повлияли на тексты наших авторов. Новый арт-гид - это, прежде всего, живые, очень искренние рефлексии и описание состояния современного искусства Польши Литвы и Калининграда - части России».

Редакторами издания выступили Елена Цветаева, директор Балтийского филиала ГЦСИ, и Илья Дементьев, доцент кафедры истории Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. И если первый арт-гид предлагал сквозной маршрут по Калининграду/Кёнигсбергу - от Южного вокзала или аэропорта, откуда начинает свое знакомство с городом каждый приезжающий, через его знаковые места к городским окраинам, то «Близкий незнакомец» снабжен пятью специального разработанными картами-маршрутами - для каждого типа путешественника. Любитель природы по достоинству оценит маршрут по дюнам Куршской косы и заповедным лесам Виштынецкой возвышенности. Адепт советской старины благодаря путеводителю найдет оставшиеся во всех трех странах фрагменты социалистической действительности. «Путешественника во времени» наверняка заинтересуют следы присутствия тех, кто жил на этой земле много веков назад, и остатки немецкой культуры. «Искатель личностей» - тот, для кого путешествовать значит знакомиться с людьми - узнает из арт-гида о знаменитых философах, художниках, писателях и ученых региона, пусть даже давно ушедших из нашего мира, но преобразивших действительность. Ну и для ценителя современного искусства у «Близкого незнакомца» есть особая программа, позволяющая открыть три города с самых необычных сторон. Кроме того, для тех, кто захочет повторить путь авторов этого издания, приготовлен шестой маршрут — трасса арт-экспедиции.

Анастасия Векшина, филолог, участник проекта «Близкий незнакомец»: «Я родом из Москвы, но пять лет назад переехала в Гданьск - там защитила диссертацию, посвященную Ф.М. Достоевскому. А в арт-гид вошло мое эссе про район Нижний Вжещ, где я прожила два года. Он располагается между Оливой и Старым городом и является одним из самых сохранившихся районов довоенного города - Достоевскому бы там понравилось! Текст, который я написала - это мой персональный гид по району, по моим личный воспоминаниям: вот моя булочная, вот мой гениальный ремонт обуви, где обувщик работает на уникальном, старинном оборудовании и его частенько снимает телевидение... В этом же районе родился Гюнтер Грасс, и множество вещей вокруг связано именно с ним. Например, рядом с фонтаном «сидит» маленький Оскар из его романа «Жестяной барабан». Правда, в руках у памятника осталась всего одна барабанная палочка, потому что вторую кто-то украл - видимо, чтобы сдать на металлолом».

Анастасия Векшина, филолог, участник проекта «Близкий незнакомец»: «Я родом из Москвы, но пять лет назад переехала в Гданьск - там защитила диссертацию, посвященную Ф.М. Достоевскому. А в арт-гид вошло мое эссе про район Нижний Вжещ, где я прожила два года. Он располагается между Оливой и Старым городом и является одним из самых сохранившихся районов довоенного города - Достоевскому бы там понравилось! Текст, который я написала - это мой персональный гид по району, по моим личный воспоминаниям: вот моя булочная, вот мой гениальный ремонт обуви, где обувщик работает на уникальном, старинном оборудовании и его частенько снимает телевидение... В этом же районе родился Гюнтер Грасс, и множество вещей вокруг связано именно с ним. Например, рядом с фонтаном «сидит» маленький Оскар из его романа «Жестяной барабан». Правда, в руках у памятника осталась всего одна барабанная палочка, потому что вторую кто-то украл - видимо, чтобы сдать на металлолом».

Любить можно только то, что знаешь. «Близкий незнакомец» - это способ по-новому взглянуть на давно знакомые места, пройти по ранее неизведанным маршрутам, попутешествовать в пространстве и во времени и завязать с городами-героями путеводителя по-соседски теплые отношения.

Данил Акимов, куратор Балтийского филиала ГЦСИ, участник проекта «Близкий незнакомец»: «Как саунд-художник я бы предложил дополнить изданный арт-гид диском с записью песен, которые во время путешествия  в автобусе пели участники экспедиции. И поляки, и литовцы, и русские - все пели вместе».

Данил Акимов, куратор Балтийского филиала ГЦСИ, участник проекта «Близкий незнакомец»: «Как саунд-художник я бы предложил дополнить изданный арт-гид диском с записью песен, которые во время путешествия  в автобусе пели участники экспедиции. И поляки, и литовцы, и русские - все пели вместе».

Арт-гид «Близкий незнакомец» выпущен на русском и английском языках. Издание будет распространяться по культурным институциям, музеям, библиотекам и информационно-туристическим центрам. Электронную версию гида «Близкий незнакомец: Гданьск–Калининград–Клайпеда» можно полистать здесь.

Фото: Александр Любин

comments powered by HyperComments