Сыграть на камеруПовлияют ли рибейты на развитие киноиндустрии в Калининграде

Фото недоступно

Наши коллеги из журнала «Королевские ворота» исследовали условия, при которых новая программа рибейтов станет толчком к появлению киноиндустрии в регионе. Предлагаем вам вместе с ними узнать все подробности этого вопроса, а заодно вспомнить, какие фильмы уже были сняты в Калининграде и области

В конце декабря 2016 года врио губернатора Антон Алиханов, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева и руководитель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов подписали соглашение о рибейтах. 18 июля 2017 года театр эстрады «Янтарь-холл» начал прием заявок на субсидирование из областного бюджета затрат на производство фильмов на территории Калининградской области.

 — Мы предложили программу возмещения затрат на производство фильмов, понесенных на территории Калининградской области, — говорит врио министра культуры и туризма Андрей Ермак. — Мы можем возместить 20 процентов от суммы затрат. В текущем году на эти цели в бюджете заложено 20 миллионов рублей. Если участников будет больше, чем сумма, выделенная на субсидии, мы распределим средства пропорционально между всеми.

Чтобы попасть в программу, нужно пройти экспертизу на соответствие контента законодательству Российской Федерации. Подать документы на возмещение затрат можно после окончания цикла кинопроизводства.

– Интересно посмотреть, как рибейт сможет сыграть, с одной стороны, на туристическую привлекательность региона, а с другой — на формирование кинокластера.

Продюсер и член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения России Анна Крутова стала лидером инициативы «Кино России», развивающейся на площадке Агентства стратегических инициатив, председателем попечительского совета которого является Владимир Путин. Анна выступает своеобразным проводником между кинокомпаниями и региональными властями. В стенах Ассоциации продюсеров сосредоточено около 90 процентов телевизионного производства и более 60 процентов кинопроизводства. Это дает гарантированную возможность приводить в регион качественные проекты, которые выйдут на телевизионные и кинотеатральные экраны России. Также увеличивается возможность продвинуть проекты на международные рынки.

Фильм «Ученик», Hype Film

Фото недоступно

 — Подобные программы работают по всему миру. Началось все с Лос-Анджелеса, где начали снимать кино, и в город началась экспансия туристов, которые породили спрос на огромное количество услуг, — говорит Крутова. — Тогда продюсеры пошли к мэру города и объяснили, что благодаря им город активно развивается, так началось возмещение части затрат, произведенных на территориях на создание фильмов в Лос-Анджелесе. Сегодня регионы по всему миру конкурируют друг с другом, увеличивая размер рибейтов и заманивая продюсеров на свои территории. Все почему? Потому что благодаря тому, что регион попадает в кадры фильмов и сериалов, а их смотрит весь мир, территории становятся популярными. Люди стали иметь привычку заглядывать «за спину» главному герою, чтобы разглядеть, что это там за прекрасное местечко, в котором происходят все события фильма. Все гениальное просто!

 

Сегодня Крутова как руководитель проекта помогает региону органично встроиться в программу и создать положительный опыт взаимодействия между продюсерами и чиновниками.

— Я работаю, по сути, одним из лоббистов киноиндустрии. Неоднократно приходилось объяснять губернаторам, насколько важно создать программу возмещения затрат для кинопроизводителей. Но разговор между чиновниками и продюсерами не складывался: слишком скептически относились к идее участники процесса, — говорит Анна.

Сериал «Налет», «Каргофильм»

Фото недоступно

Программа рибейтов заработала, когда попала в стены Агентства стратегических инициатив, созданного для преодоления административных барьеров. После прошедших конкурсов на выделение государственной поддержки 2017 года лидерам инициативы поддержки кинематографа удалось договориться с руководством профильных департаментов и отобрать проекты, которые нуждаются в региональной поддержке и начать содействовать их развитию на территории регионов.

— За время работы в стенах Ассоциации продюсеров мы с коллегами выработали список мер, которые могут поддержать индустрию. Этот список стал основой программы «Кино России», которую поддержали Андрей Никитин и Светлана Чупшева — руководители агентства, мы стали единомышленниками, — говорит Крутова. —Программа по возмещению затрат позиционирована АСИ как мера развития регионов, создания рабочих мест, социального климата, развития туризма и возможности привлечения новых инвесторов. За 2017 год мы подписали соглашение с 10 регионами между АСИ, АПКиТ и главами субъектов РФ. Два субъекта — Калининградская и Ульяновская область — уже начали работать: снимаются фильмы и начался отбор проектов на возмещение затрат. Остальные семь регионов вносят поправки в законодательство до конца года и планируют начать работать в 2018 году. Для нас Калининградская область важна по двум причинам. Первое — это то, что правительство области во главе Антоном Алихановым являются нашими единомышленниками, область первой поддержала нашу инициативу. Второе — регион необыкновенно кинематографичен и достоин стать российским Голливудом.

Сериал «Желтый глаз тигра», «ПРОФИТ»

Фото недоступно

В проекте примут участие десять российских регионов: Калининградская, Ульяновская, Самарская, Новгородская, Ростовская, Московская, Иркутская области; Краснодарский край, Республика Карелия и Санкт-Петербург. Важно, чтобы продюсеры не просто снимали кино на территории региона, а чтобы в фильмах и сериалах всеми красками жизни заиграла Россия, как играют все страны и города мира.

— Мы формируем большой пакет фильмов на 2018 год, которые лидеры кино-, телепроизводства планируют снимать в Калининградской области, — говорит продюсер Анна Крутова. — В 2017 году в области будут сниматься три крупных телевизионных сериала и один художественный фильм. Надеюсь, что наш первый опыт будет успешным, что позволит увеличить приток инвестиций в область.

По словам врио министра туризма и культуры Андрея Ермака, если первый экспериментальный год пройдет хорошо, то возможно увеличение суммы компенсаций.

Продюсеры действительно проявляют интерес к Калининграду для кинопроизводства, однако одних живописных пейзажей недостаточно, чтобы появился новый бизнес.

— Калининград хорош для российского кино в силу того, что обладает разной съемочной фактурой: здесь можно снимать российскую и европейскую натуру, исторические и современные объекты, — сказал продюсер Игорь Толстунов после закрытия фестиваля «Балтийские дебюты». — Географическое положение, смешение европейского и российского стилей дает непростой эффект, которым мы пользуемся. Здесь было бы хорошо иметь техническую базу, хотя бы минимальную. Создавать полную базу не имеет смысла — она не будет востребована, но базовая инфраструктура нужна: сейчас, чтобы доставить спецтехнику в Калининград, мы пользуемся паромом, а он не ходит по расписанию, и мы всегда теряем время.

Фильм «Воин», Art Pictures Studio

Фото недоступно

— Калининград хорош для российского кино в силу того, что обладает разной съемочной фактурой: здесь можно снимать российскую и европейскую натуру, исторические и современные объекты, — сказал продюсер Игорь Толстунов после закрытия фестиваля «Балтийские дебюты». — Географическое положение, смешение европейского и российского стилей дает непростой эффект, которым мы пользуемся. Здесь было бы хорошо иметь техническую базу, хотя бы минимальную. Создавать полную базу не имеет смысла — она не будет востребована, но базовая инфраструктура нужна: сейчас, чтобы доставить спецтехнику в Калининград, мы пользуемся паромом, а он не ходит по расписанию, и мы всегда теряем время.

Пока в Калининграде услуги продакшна представляют только две компании: «Калининград Фильм» и «Запад Фильм», организованные московским продюсером Аркадием Даниловым и калининградским каскадером и актером Ахмедом Буговым. «Запад Фильм» появился шесть лет назад, «Калининград Фильм» открыт два года назад.

— Московская команда продюсеров из «Вайт Медиа» вела работу по подготовке к съемкам картины «Вдова» и рассматривала Калининград в качестве площадки, вышли на меня, и я начал с ними работать, — так и появилась первая кинокомпания «Запад Фильм», — рассказывает продюсер Ахмед Бугов. — Сначала я выступал в качестве location manager, помогал с размещением и организационными вопросами. Большую часть времени занимала работа с локациями — договаривался с представителями власти, получал разрешения на съемку. На этом проекте встретил своего партнера Аркадия Данилова, исполнительного продюсера, который интересовался Калининградом. Мы решили, что будем вместе представлять регион на рынке.

Бизнес кинокомпании «Запад Фильм» начался благодаря хорошим рекомендациям и знакомствам в мире кино. Но решающую роль в выборе Калининграда играла оригинальная фактура.

Сериал «Преступление», «Вайт Медиа»

Фото недоступно

В Калининграде потрясающие локации для съемок, это видит любой профессионал, и это огромное преимущество, которое привлекает продюсеров. По этой причине к нам обратилась Art Pictures Studio для съемок картины «Воин». Я прочитал сценарий, мы с командой подобрали локации, и через несколько дней прилетел художник картины, чтобы обсудить детали. После Федор Бондарчук (вместе со Степаном Михалковым возглавляет компанию и исполняет одну из главных ролей в фильме. — Ред.) тепло высказывался о Калининграде и нашей компании на кинофоруме. А мы начали заниматься другими проектами: «Ученик», «Преступление», «Налет», «Чужой дед», «Беглец», зимой мы делали «Черные бушлаты», «Желтый глаз тигра», сейчас помогаем снимать «Париж» Сергею Саркисову.

«Запад Фильм» занимается размещением, техническим и административным сопровождением проектов. По мнению Бугова, любой продакшн должен обладать высокой степенью организации и определенным административным ресурсом, чтобы качественно и, главное, не срывая графика съемок, выполнять свою роль.

Важно иметь технический ресурс — оборудование, передвижной центр из нескольких машин с техникой, светом, гримерной, генератором, платформы для съемок и так далее. Инвестировать в техническую часть Бугов с Даниловым продолжают до сих пор, большую часть прибыли вкладывая в покупку техники. Минимальные инвестиции в техническую часть, по оценкам Ахмеда Бугова, составляют от 7 до 15 миллионов рублей. Иначе в условиях конкуренции на этом рынке не выжить.

Фильм «Воин», Art Pictures Studio

Фото недоступно

— Любой продюсер, когда решает, снимать в регионе или нет, в первую очередь едет посмотреть, какими ресурсами он может воспользоваться на месте, а что необходимо будет вести с собой, — говорит продюсер Равиль Сафиуллин. — От этого зависит не только экономика проекта, но и качество выполняемой работы. Если качество, предлагаемое местными профессионалами, продюсера не устраивает, то он повезет группу и технику с собой, а это расходы. Огромную роль играет наличие специалистов на месте — исполнительный продюсер будет набирать только тех людей в команду, в которых он уверен.

По словам Бугова, техническим персоналом его компания может обеспечить две картины. И сейчас активно ведет работу в киномастерской, ученики которой уже успешно снялись в нескольких картинах. Анна Крутова вместе с Равилем Сафиуллиным основали компанию «Киноквант» специально для реализации проекта «Кино России», компания является членом АПКиТ. Задача компании — развивать регионы, открывая на их территории региональные производственные компании. Это необходимо, чтобы консолидировать кадры в регионы и заниматься их подготовкой, развивать необходимую инфраструктуру для кинопроизводства. Сегодня калининградский «Киноквант» занят развитием образовательных инициатив — он готовится к запуску первой группы, отобранной в «Балтийском Артеке» по методике Университета Южной Калифорнии. В области есть недостаток специалистов и инфраструктуры для будущих проектов, если в Калининград придет несколько кинопроизводств, им потребуется дополнительные ресурсы.

Фильм «Ученик», Hype Film

Фото недоступно

— Объем рынка, согласно производственным планам коллег, составляет 10 телесериалов в год. И порядка трех-четырех художественных фильмов. Если мы говорим о частичном кинопроизводстве в Калининграде — инфраструктура пока не дает возможности продюсерам заводить сюда полные объемы, — то это где-то 60 процентов от общего бюджета — около 600 миллионов рублей инвестиций в область в год. Это даст толчок к развитию инфраструктуры и воспитает необходимые кадры. Для подобных проектов требуется минимум 150 человек только в одну группу. До конца года в регион должны прийти три компании: Star Media, Yellow, Black and White и «Централ Партнершип». У телепродюсера больше полаганий приехать в регион с господдержкой, потому что у телевизионщиков условия рынка не предполагают выделения государственной поддержки на производство. Телепроекты важны для региона, потому что позволяют поставить на месте постоянно действующий продакшн, а это залог успеха. Это может дать работу более чем 1000 человек в регионе. Также жители города смогут видеть свой регион в кадрах сериалов на центральных телевизионных каналах.

Ахмед Бугов считает, что единственный способ выжить на рынке кино для его компании — непрерывная работа: необходимо обслуживать технику, декорации, содержать штат.

— Кино — маленькая страна, и рибейты, я думаю, привлекут сюда продюсеров и новые проекты. Для нашего бизнеса это плюс: появится постоянная работа, но и конкурентов на рынке станет больше — наша монополия закончится, — говорит Бугов. — Но я считаю, что каждая компания найдет своего клиента и работы хватит всем. Думаю, что в этой ситуации выгодно оставаться небольшой компанией со средними мощностями. Потому что содержать огромные ресурсы слишком дорого, а запрос на такие объемы появляется редко. Чтобы компания средних размеров выжила на рынке, недостаточно техники, нужна профессиональная команда. Еще одно из наших преимуществ — возможность самостоятельно приглашать актеров и дополнительный персонал. У нас уже накопился большой багаж контактов.

Сериал «Налет», «Каргофильм»

Фото недоступно

Находить московским продюсерам инфраструктуру и технические ресурсы могут помочь и различные рекламные площадки.

— Нам симпатичен пример одного шведского муниципалитета, который не только дал возможность воспользоваться рибейтом, но и создал сайт, на котором разместил локации, где возможно проведение съемок, контакты компаний, операторов, гримеров, — то есть продемонстрировал потенциальный комплекс услуг на месте. Мы планируем организовать нечто подобное, — говорит Андрей Ермак. — И поддерживаем идею создания своей инфраструктуры: чтобы она зарабатывала, платила налоги и создавала условия для тех, кто будет приезжать, платить налоги и зарабатывать. Это наша глобальная задача.

Фото: Бока Су, Виктор Буздин (клопс.ru), из архива редакции, предоставлены компанией «Запад Фильм»