Музейное триединство«Паучьи метаморфозы», эстонский анархизм и коллажи

«Паучьи метаморфозы», эстонский анархизм и коллажи

Провести «музейную» ночь в одном-единственном музее – настоящее преступление. «Твой Бро» составил свой маршрут по самым, на наш взгляд, интересным экспозициям – и не прогадал. В первой части нашего материала рассказываем о том, что происходило в арт-платформе «Ворота», Балтийском филиале Государственного центра современного искусства и Калининградском областном историко-художественном музее – в нашем материале

Калининградский областной историко-художественный музей – первая остановка нашего музейного маршрута. Чучела животных, составляющих постоянную экспозицию музея, сегодня покрыты паутиной: французский художник Жюльен Сало представляет свои инсталляции, а также фото- и видео-работы. Слишком простые, на первый взгляд, материалы вызывают массу образов и ассоциаций – находишь в этом что-то апокалиптическое, чувствуешь временность и хрупкость природы и материи, разглядываешь животных снова, и снова, каждый раз открывая в себе новое. Звучит музыка: доля этники, приглушенных криков животных и абстракций здорово усиливают впечатления. Хочется приглушить свет, чтобы еще глубже погрузиться в свои мысли и чувства. Сам Жульен признается, что ему нравятся пауки – то, как они ловят насекомых, и как плетут коконы.

«Но моя выставка не только про животных. Моя задача, используя один материал, открыть зрителю много образов – о человеке, звере и хищнике, о жизни и смерти. Для меня это как лабиринт чувств и ощущений, в котором, если ты заблудился, сможешь найти путь домой», - говорит художник.

Взрослые делают массу селфи у окутанных паутиной экспонатов, дети больше увлечены тем, что за стеклянными витринами – десятками видов пернатых и насекомых. У выхода проходит беспроигрышная лотерея. Мужчина на наших глазах выигрывает тоненькую брошюру про доблесть воинов. Рядом продают изделия из кожи. После выставки Сало это, как минимум, вызывает удивление и диссонанс. За дополнительную плату работают научные площадки. Обещаем вернуться посмотреть выставку еще раз, более детально и в тихой обстановке.

К казарме «Кронпринц» двигаемся на звук. У входа – концерт экспериментальной музыки участников международной резиденции Kollektiv: Baltic landscapes. Верхние пролеты стеклянной лестницы у нового входа подсвечиваются холодным белым светом. Зрителей единицы, все в выставочном зале на мансарде.
В медиавыставку «Особенности анархизма юга-западной Эстонии» вошли работы эстонских художников с 1900 по 2010 год. Анархизм при этом – не политическая позиция, а указание на деятельность вне иерархий художественного мира и существующих традиций. Лучше всего об этом говорят перфомансы самих художников – на экранах много обнаженных тел и «вызывающих» действий. Мало зрителей задерживаются дольше, чем на пару минут. Большинство уходят в недоумении и со словами: «Что за жесть?».
С большой радостью нахожу фотографии с Ширяевской биеннале, проходившей в Самарской области в 2013 году. На них знакомые мне художники, в том числе Билленееве, которая приехала и на открытие в Калининград. Еще больше радуюсь, что не нахожу в ГСЦИ никаких дополнительных развлечений для широкой публики, далекой от современного искусства. Программа здесь выглядит наиболее аутентичной и честной.

В арт-платформу «Вороту» мы приходим незадолго до закрытия. У входа нас встречает световая outdoor-корометражка. Внутри громко играет музыка, много знакомых лиц из других музеев. Горячие напитки, ненагруженная программа и возможность обсудить все увиденное за ночь подтверждают правильность решения завершить прогулку «Воротами».
Здесь продолжает работать выставка коллажей московского художника и иллюстратора Олега Бородина «Кит, Телевизор и Мальчик на рыбе», все желающие сами делают коллажи из журналов, которые приносили гости площадки, или забавляются с интерактивной видео-инсталляцией: на белом холсте с помощью кинекта появляются картины телами. Чуть раньше здесь проходили мастер-классы: для взрослых – по созданию открыток, для детей – по изготовлению причудливых масок. Остается дождаться такси, и проснуться утром с легкой грустью, что музейная ночь закончилась так быстро.

Фото: Бока Су